Рождество Христово

Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови Свет разума

   


"Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдём в Вифлеем и построим, что там случилось, о чём возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и младенца, лежащего в яслях."

Евангелие от Луки 2: 15-16



    7 января  (25 декабря по старому стилю) православные справляют один из самых великих христианских праздников — Рождество Христово. Это очень древняя традиция. Обычай праздновать появление на свет Иисуса существовал уже в IV ве­ке; сохраняется он и сегодня. История рождения Спасителя по­дробно описана в евангельских текстах.
Мария, которой предстояло стать матерью Мессии, родилась в Вифлееме, у четы праведников Иоакима и Анны. В возрасте 12 лет она дала обет вечного девства, душой и телом посвятив се­бя служению Богу. Когда же будущая Богоматерь достигла совершеннолетия, ее выдали замуж за благочестивого старца Ио­сифа из галилейского города Назарета. 80-летний супруг уважал обет Марии и заботился о ней, как о родной дочери. Вскоре Пречистой Деве явился архангел Гав­риил. Он принес благую весть о том, что у Марии должен ро­диться Сын, чудесно зачатый посредством Святого Духа, и на­значил срок.
    Незадолго до предсказанного срока римский император Ав­густ, под властью которого в то время находилась Иудея, объявил перепись населения: каждый обязан был записаться по месту про­живания своего рода.
Иосиф и ожидавшая ребенка Мария отправились на родину предков — в Вифлеем (согласно ветхозаветным пророчествам Мессия должен был появиться на свет именно там). В гостини­цах города не оказалось места, и странники укрылись в пещере, где пастухи содержали свои стада.
В ночь предсказание исполнилось, и Пречистая Дева произ­вела на свет Сына. Вифлеемские пастухи оказались первыми, кому было суждено узнать о рождении Мессии. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ноч­ную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
И сказал им Ангел: не бойтесь, я возвещаю вам великую ра­дость, которая будет всем людям: Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, кото­рый есть Христос Господь; И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Евангелие от Луки; 2, 8-16)
    Тем временем в Иерусалим (расположенный недалеко от Вифлеема) пришли волхвы с Востока. Мудрецы прибыли для того, чтобы поклониться новорожденному Спаси­телю. Появление на небе чудесной яркой звезды указало им на то, что грядущий царь иудейский пришел на землю. Тогда волх­вы отправились к правителю Ироду, чтобы сообщить ему радостную весть и попросить найти Мессию.
    Не будучи иудеем, Ирод боялся, что появление Божествен­ного Младенца могло означать близкий конец его владычества. Хитрый и мнительный царь решил уничтожить своего предпо­лагаемого преемника и использовать для этого волхвов. Прави­тель послал мудрецов в Вифлеем, чтобы те, вернувшись, расска­зали ему все, что узнали о Мессии. При этом Ирод солгал волх­вам, что тоже хочет поклониться Младенцу.
    Следуя за Рождественской звездой, волхвы отправились в Вифлеем. Звезда остановилась над крышей дома, в котором посели­лись Иосиф и Мария с Младенцем после того, как покинули пе­щеру
    Увидев новорожденного Спасителя, волхвы пали перед Ним ниц и преподнесли дары: золото, являвшееся знаком царской власти, ладан, выражавший Божественное предназначение, и мирру, символизировавшую краткость человеческой жизни (ею умащивали тела усопших). В память об этом событии в христианстве установилась тра­диция дарить на Рождество подарки.
    Рождество Христово на Руси считалось великим и радост­ным событием. Поэтому его празднование всегда сопровожда­лось веселыми обрядами. Бытовало поверье, гласившее: «Как отпразднуешь Рождество, так будешь жить весь год», и все ста­рались провести этот день по особенному. В каждом доме был накрыт стол, ломившийся от всевозможных кушаний. Люди одевались во все самое лучшее и отправлялись навешать род­ственников, обмениваться с ними подарками. Дарили, как прави­ло, различные самодельные сувениры или сладости (рождествен­ское печенье, конфеты). Почти повсеместно настоящий праздник, как праздник рождения Богомладенца, считается праздником для детей, для которых вошло в обычай устраивать елку, украшенную разными игрушками и сластями и по вечерам освещаемую зажженными све­чами. Ёлка служить символом древа жизни, возвращенного нам с рождением Христа Спасителя; будучи украшена зажженными свечами, она служить символом духовного света, просветившего мир с пришествием Христа. В канун Рождества (сочельник) тща­тельно убирали дом и помещения для скота, а после окуривали их тлеющими еловыми ветками.
  Праздник Рождества Христова есть двунадесятый праздник. Он имеет 8 дней предпразднства и 6 дней попразднства; отдание его бывает 13 января.

День примирения, доброты и миролюбия


Рождество - праздник тихий, домашний, спокойный.

Это праздник духовный. За столом собираются только члены семьи и самые близкие друзья.




Согласно ветхозаветным пророкам, Христос родился в городе Вифлееме в 5508 году от сотворения мира. Первыми о его рождении узнали пастухи. Приняв всем сердцем эту весть, они отправились поклониться младенцу. Восточные мудрецы - волхвы, также уверовавшие во Христа, предприняли трудный путь к месту его рождения. Но были и такие, как царь Ирод, пожелавший смерти ему. Когда он понял, что его замысел найти младенца не осуществился, приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых будет и Богомладенец, в котором видел претендента на царский престол. Так было погублено 14000 младенцев. Они считаются первыми мучениками за Христа.

Рождество Христово является одним из самых красивых и торжественных христианских праздников. Во всем христианском мире, в том числе и на Руси, Рождество всегда отмечалось с особым благоговением. В этот день повсюду стоят украшенные елки, символизируя евангельское древо, горят свечи, подобно тем, которые горели в вифлеемском хлеву. Во многих странах в рождественские ночи дети выходят на улицы с пением песен-колядок. Канун Рождества именуется «сочельником». Вечер 6 января назывался также «коляды». Сочельник — это заключительный день Рождественского поста. Церковный устав предписывает в этот день строгий пост с полным воздержанием от пищи "до первой звезды", символизирующей рождественскую звезду, возвестившую волхвам Рождество Христа. Название «сочельник» от слова «сочиво», так именовалось блюдо, обязательное в этот вечер. Оно приготовлялось из макового или миндального «молока» смешанного с медом, и каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы. Туда добавлялись целые или измельченные ядра грецких орехов, сладкого миндаля, растертого мака. Этим блюдом начиналась трапеза как в Рождественский, так и в Крещенский сочельник.

Сочельник в христианском мире считается исключительно семейным ужином. В этот день в доме царят покой, любовь и согласие. В старину стол посыпали сеном, затем постилали скатерть, в центре стола ставилось блюдо с сочивом и другие блюда. Достаточно было и напитков, как прохладительных, так и крепких. В храмах в эти праздничные вечерние часы шло торжественное богослужение..

В старые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Ведь считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и Силы Небесные исполняют все задуманное. Но желания обязательно должны быть добрыми.

Следующий день после Рождества посвящается Матери Христа Спасителя Пречистой Деве Марии. От собрания верующих в храм для прославления и благодарения Ее, этот день называется Собором Пресвятой Богородицы.

Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями или святками (до 17 января). Пост в эти дни отменяется. Святки — это не только радость и веселье. Наши благочестивые предки на святки творили дела милосердия, следуя заповеди Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36).


Тропарь предпразднства
глас 4
Написовашеся иногда со старцем Иосифом,/ яко от семене Давидова,/ в Вифлееме Мариам,/ чревоносящи безсеменное Рождение./ Наста же время рождества,/ и место ни единоже бе обиталищу,/ но якоже красная палата/ вертеп Царице показашеся.// Христос раждается прежде падший воскресити образ.

 Кондак предпразднства

глас 3
Дева днесь превечное Слово/ в вертепе грядет родити неизреченно:/ ликуй, вселенная, услышавши,/ прослави со Ангелы и пастырьми/ хотящаго явитися// Отроча Младо, Превечнаго Бога.

Тропарь праздника, глас 4:

Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе.

Кондак праздника, глас 3, Подобен:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог.



"Примите наши поздравления с праздником Рождества Христова и пожелания крепости духа и здоровья. Пусть Ангельская песнь наполняет наши сердца радостью и миром, а наступающий год благости Господней будет мирным и спасительным"




  Святки
Рождественская притча
Конкурс детских работ "Мы славим Рождество Христово"
   
     

 

 

 

 

 

Почта сайта: pravoslavie-alt@mail.ru
Гостевая книга
На главную