Нельзя препятствовать свободному выбору между добром и злом.
Предисловие.
Данную длинную статью затруднительно прочитать полностью, от начала до конца, и поэтому желательно изложить основную мысль статьи. Для этого приводятся две цитаты; первая цитата – отрывок из «Беседы» настоятельницы Ново-Тихвинского женского монастыря, что в Екатеринбурге, игуменьи Домники. Вторая цитата от пастора Сергея Полякова.
«Если человек ропщет, а мы думаем, что от наших замечаний он исправится, – то мы сильно разочаруемся. Он так и будет роптать, а мы впадем в немирствие. Мне хотелось бы, чтобы и у нас всё совершалось в духе любви, чтобы мы смотрели друга на друга с благоговением, с почтением! Как говорит преподобный Марк Подвижник: «Господь повелел нам любить всех, а мы, последовав внушению Змия, одних возлюбили, как добрых, других же возненавидели, как злых, что и означает древо познания добра и зла, вкусивши от которого, мы умираем мысленно». Вот человек на наших глазах совершает плохой поступок, поддается страсти – а мы понуждаем себя к снисхождению и состраданию. Будем ежеминутно понуждать себя к смирению, снисхождению и терпению. И эти маленькие ежедневные подвиги – это и есть подлинная жизнь во Христе. Пока мы живем на земле, для нас невозможно не огорчать и не огорчаться. И вот Господь даровал нам средство, чтобы мы могли жить на земле в мире и любви. Это средство – прощать вне всякой человеческой справедливости».
«Наше призвание состоит в том, чтобы не судить, а спасать. Именно для этого пришёл Иисус: «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир(От Иоанна 12:47)». Если христиане увлекаются судом, то они берут на себя чужие обязанности. И к тому же подвергают себя серьёзной опасности! Наша задача состоит в том, чтобы спасать погибающее человечество. Мы можем это делать различными путями, но нам важно понять одно: спасение противоположно суду. Суд — это вынесение приговора виновным. Спасение — это усилия, предпринимаемые для того, чтобы спасти виновных от суда. Наша первоочередная задача состоит в том, чтобы избавить людей от суда, молясь за них, проявляя Божье сострадание к ним и проповедуя им Благую Весть. Иисус никогда не призывал нас искать справедливости или искать виновных».
В 1895-1906 годах издавались творения св.Иоанна Златоуста в русском переводе в 12 томах. Первый том насчитывает 343 тысячи слов. Статья «Нельзя препятствовать свободному выбору между добром и злом» состоит из 10 тысяч слов, что составляет 0,03% от количества слов в первом томе. Кто ознакомился с первым томом сочинений св. Златоуста, тот без затруднений прочитает эту статью.
Добавлено (17.05.2013, 17:20)
---------------------------------------------
Часть 1. «Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь»
[/size]
[size=11]«Требуется не малодушествовать, а с покорностью воле Божией потерпеть посылаемые скорби и болезни, смиряясь пред Богом и людьми и не дерзая никого обвинять или осуждать; всех оставлять на суд Божий и предоставлять их собственной воле». Такими словами преподобный Амвросий, основавший в конце девятнадцатого века Шамординскую обитель для малоимущих, пояснил смысл высказывания Соломона - «Не говори: «Я отплачу за зло»; предоставь это Господу, и Он сохранит тебя»(Притчи, 20; 22).
Преподобный Дорофей, в шестом веке основавший один из палестинских монастырей, оставил книгу «Душеполезные поучения и послания», в 14-й главе которой сказано, что человек, видящий, как наказывается Божьей рукой грешник, должен выказывать сочувствие наказываемому; ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН УСТРАНЯТЬСЯ ОТ СОВЕРШЕНИЯ НАКАЗАНИЯ (слова пр.Дорофея можно истолковать так, как будто бы человек должен устраняться, даже если имеется повеление Бога о применении наказания). Преподобный Дорофей распространил на всех людей требование о неустрашении, имеющееся в Апостольских правилах. 27-е Апостольское правило гласит: «Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, бьющего верных согрешающих, или неверных обидевших, и тем устрашить хотящего, извергать от священного чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, Сам, будучи ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая не угрожал».
«Доколе мы будем овцами, дотоле будем побеждать. Если же будем волками – будем побеждены, потому что отступит от нас помощь Пастыря: Он пасет не волков, а овец» (св.Иоанн Златоуст, толкование на Евангелие от Матфея, 33;1). «Сила Моя совершается в немощи»(Второе послание апостола Павла к Коринфянам, 12;9).
«Мы вступаем в ратоборство с еретиками, но наша война не из живых делает мертвыми, а из мертвых – живыми. Я гоню не делом, а преследую словом, не еретика, а ересь, не человека, но заблуждение ненавижу. (св.Иоанн Златоуст, «Шесть слов о священстве»).
«Удаляйся ради Бога всех тех, кои восстают на власть; хотя бы ты и своими глазами видел начальника грешащего, то не осуди его, а покрой молчанием, и Господь покроет множество твоих грехов»(Отпинский старец Иосиф).
«Если будем внимательны к своим грехам, то мы не будем смотреть на грехи ближних»(эфиопский святой авва Моисей, живший в четвертом веке). «Кто строг к себе, тот снисходителен к другим, а кто снисходителен к себе, тот строг к ближним»(архиепископ Антоний, в начале девятнадцатого века занимавший кафедру в Воронеже).
«Никого не обижайте» (Евангелие от Луки, 3;14). «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Евангелие от Матфея, 11:29) «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учтивым, незлобивым, с кротостью наставлять противников» (Второе послание апостола Павла Тимофею, 2;24-26). "Быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам» (Послание апостола Павла Титу, 3:2). «Умоляем вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими руками»(Первое послание к Фессалийцам апостола Павла, 4;10). “Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Послание к Галлилеянам апостола Павла, 6:1).
«Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их" (Второе послание апостола Павла к Коринфянам, 5:19). Подобным образом люди должны друг другу не вменять преступления.
Добавлено (17.05.2013, 17:21)
---------------------------------------------
Первое послание апостола Петра, 3;11: «Ищите мира и стремитесь к нему». Быть миролюбивым человеком означает никого не наказывать человеческими усилиями; однако за рамками человеческих усилий, за рамками земной жизни наказание осуществляется. Протоиерей Григорий (в середине двадцатого века помощник о.Николая, митрополита Крутицкого и Коломенского) во времена своей молодости опубликовал книгу «Объяснение Священной книги Псалмов», и в комментарии на псалом 93 написал: «Пророк в молитве обращается к Богу: Я знаю, что это Твое дело - отмщать беззакония людей и судить». И дальше протоирей Григорий добавляет: и Ветхий завет, и Новый завет научают, что во всем мире есть только один Судия и Отмститель всех злодеяний и беззаконий, - это Господь.
Из глубины тысячелетий, из третьего века доносится до нас голос епископа Карфагена, примаса африканской церкви: « Апостол пишет к нам в своем послании: в богатом доме есть посуда не только из золота и серебра, но также из дерева и глины; той подобает честь, а эта заслуживает бесчестия; мы же должны делать все, чтобы стать сосудами из золота или, по меньшей мере, из серебра; однако только Господь имеет власть разбивать глиняные сосуды. Раб не может быть выше своего господина; ни у кого нет власти, которую Отец дал только Сыну: держать палицу, отделять плевелы от пшеницы, судя человеков»(Письмо 51. К пресвитеру Максиму).
Удел людей, сталкивающихся со злодеяниями – противопоставить собственную духовную чистоту. Не поступать так, как поступают грешники. Еще возможно увещевать и усовестливать беззаконников. На грешника священник может наложить епитимию. Упорных и жестоковыйных грешников отлучают от церкви. В самых крайних случаях можно помолиться о предании тела грешника во власть сатане (после чего человек оказывается в руках дьявола, без Божьей защиты), чтобы привести его житейскими обстоятельствами к тому, чтобы он понял свою вину и свой грех. Можно нарисовать картину, фреску, показывающую пребывание в аду конкретного грешника (стенная роспись церкви села Тазово Курской губернии изображает погружающегося в ад Льва Николаевича Толстого, в обнимку с сатаной). В литературе излагается, что по молитве константинопольского епископа, грешник Арий лопнул пополам и его внутренности вывалились наружу. Для усиления воспитательного значения этого происшествия, и напоминания всем грешникам о неизбежности наказания, были нарисованы иконы и фрески, на которых изображены Арий и лежащие рядом его внутренности.
Конечно, если с людьми произошло несчастье, то нужно подавать милостыню, давать хлеб голодным, воду жаждущим, одежду замерзающим, кров промокшим, целительные снадобья болеющим, утешение словами огорченным.
Добавлено (17.05.2013, 17:25)
---------------------------------------------
Часть 2. Равномерное распределение милосердия (Равномерное бесстрастное благоволение к каждому человеку)
[/size]
[size=11] Преподобный Исаак Сирин (сирийский писатель-аскет седьмого века) написал о милосердии: «Будем непрестанно понуждать себя - во всякое время внутренне быть милосердными ко всякому. Ибо так внушает нам учение Господне. Милосердие противоположно правосудию. Тот милостив, кто в мысли своей не отличает одного человека от другого, но милует всех. Правосудие есть уравнивание точной меры: потому что каждому дает то, чего он достиг. А милосердие есть печаль, возбуждаемая благодатью, и ко всем сострадательно преклоняется: кто достоин зла, тому не воздается (злом)». Подразумевается, что между человеком и человеком должно быть милосердие; Бог к язычникам иногда немилосерден.
Слова Исаака Сирина были прокомментированы Феофаном Затворником (главой Тамбовской и Владимирской епархий в середине девятнадцатого века) таким образом: милостивое сердце не осудит не только кажущегося нарушения закона, но и очевидного для всех. Вместо суда оно воспримет сожаление и скорее будет готово плакать, нежели укорять. Действительно, грех осуждения есть плод немилостивого сердца. Поспеши возбудить в себе жалость всякий раз, как придет злой позыв к осуждению. С жалостливым же сердцем обратись потом с молитвою к Господу, чтобы Он всех помиловал, - не только того, кого раньше хотелось осудить, но и нас.
«Подлинное милосердие – то, которое оказывается грешникам»(св.Иоанн Златоуст, патриарх Константинополя в конце четвертого века). Другими словами, милосердие должно оказываться тому, кто на первый взгляд недостоин милосердия. Святитель Иоанн Златоуст в одной из книг призывает: «плакать больше всего о тех, кто творит зло, а не о тех, кто терпит зло», и святитель разъясняет – проявляйте сочувствие к творящим зло, ибо они вызывают на себя гнев Божий и в результате гнева могут оказаться в аду.
«Благотворить кому бы то ни было, вовсе не воздававшим добром за добро — человеколюбиво»(Исидор, египетский подвижник начала пятого века). «Делай добро всем без изъятия»(святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский в середине девятнадцатого века).
Иоанн Кронштадтский писал: «Христианину нужно быть всегда благим, мудрым на то, чтобы добром побеждать зло. Человек, озлобленный против нас, есть человек больной; надо приложить пластырь к его сердцу – любовь; надо приласкать его, поговорить с ним с лаской и с любовью. И если в нем не закоренелая против нас злоба, а только временная вспышка, – посмотрите, как сердце его или злоба его растает от нашей ласки и любви, как добро победит зло».
«И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и младенцу, и уголовному преступнику окажи почтение как образу Божьему. Что тебе за дело до его немощей и недостатков? Наблюдай за собой, чтобы тебе не иметь недостатка в любви к нему»(святитель Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский в середине девятнадцатого века).
Уместно привести высказывание Вавилы, епископа Антиохийского, жившего в Сирии в четвертом веке: не должно нам, христианам, никого из людей ни попрекать, ни досаждать.
Душа грешника, творящего зло, имеет одинаковую ценность с душой того человека, который претерпевает зло. Поэтому необходимо равными долями, равноценно проявлять милосердие и к грешнику, и к понесшему ущерб от действий грешника.
Добавлено (17.05.2013, 17:29)
---------------------------------------------
Часть 3. Книга «Левит» против язычников
Путешественники и миссионеры восемнадцатого и девятнадцатого веков рассказывали об обрядах, совершаемых над могилами умерших. У племени галеларизе, населявших остров Халмагера, к западу от Новой Гвинеи, родственники умершего на следующий день после похорон стригли свои волосы и сжигали их. Когда кто-либо умирал вдали от дома, и его близкие не знали об этом и не стригли свои волосы, то дух умершего находил и наказывал живых родственников: разбивая кокосовые орехи, они не находили внутри кокосовое молоко; при толчении в ступе саго, зерна не дробились и не превращались в муку; на охоте не могли добыть дичи. Лишь после того, как становилось известно о смерти, и сжигались срезанные волосы, дух умершего переставал издеваться и становиться поперек дороги во всех начинаниях. Аборигены полагали, что остриженные люди становились неузнаваемыми для духа, и он не мог навести беду. Оплакивая смерть своего тестя, зять из племени арунга, в Центральной Австралии, должен проткнуть верхнюю часть плеча дротиком или ножом. Если зять этого не делал, то дух тестя гневался на него и его жену (т.е. свою дочь) и занимался вредительством. Чтобы избежать вреда, дочь должна развестись со своим непочтительным мужем, и выйти замуж за другого. Таким образом отвращался гнев духа умершего. В начале девятнадцатого века английский моряк Вилльям Маринер, потерпев кораблекрушение, оказался на острове Тонга. Он оставил описание похоронной церемонии по случаю гибели в бою местного короля Финоу. Собравшиеся на похороны вожди и главы семейств наносили себе раны при помощи дубинок, ножей, острых раковин. При этом они обращались к духу Финоу со словами о том, что они не являются трусами или предателями; они остались живы в бою, но это не доказывает их неверность королю. Во время траура по Финоу туземцы обривали головы, прижигали кожу на голове раскаленными угольями или горящими кусками ткани. Некоторые протыкали насквозь щеки двумя стрелами, и к концам стрел, находившимися возле затылка, привязывали третью стрелу. Если доказательство преданности скончавшемуся королю окажутся неубедительным, считали туземцы, то дух Финоу будет наказывать тех, кого дух сочтет причастными к смерти. У двух племен Центральной Австралии, унматчера и кайтиш, и у индейского племени бела-кула, волосы на голове вдовы сжигались головней до самых корней, а тело свое они еженедельно покрывали пеплом. Конечно, она снимала с себя украшения. Вдове полагается молчать на протяжении многих месяцев. Считается, если вдова не будет соблюдать описанное, то преследующий ее по пятам дух умершего мужа вырвет мясо из ее тела, и она умрет. Племя бела-кула указывает на еще одну опасность: дух может наложить свои руки на рот и нос вдовы, и та задохнется. Вдова воздерживается от речи, потому что дух умершего мужа скитается поблизости от своего бывшего дома, и в любой момент его внимание может быть привлечено звуками знакомого голоса.
Обычаи самоистязания и срезания волос в качестве погребального обряда широко распространены среди значительной части человечества. Несомненно, страх перед духом играет известную роль в траурных обрядах (культе умерших, культе предков). Если родственники не выкажут в достаточной мере свое горе, то честолюбивый дух умершего обидится и причинит несчастье. Отголоски культа умерших, первобытной формы языческой религии, оставались в быту древних евреев вплоть до конца эпохи царей. Пророк Иеремия четыре раза рассказывает о проявлении горя у евреев (16:6, 41:5, 47:5, 48:37). В последнем стихе сказано: «У каждого голова гола и у каждого борода умалена; у всех на руках царапины». В трех других стихах рассказывается только о вырывании или срезании волос. Иезекиль указал, что горе ознаменуется плешью на голове (7:18). Про создание плеши на голове написал и пророк Амос (8:10). Также и Михей требует снять с себя волосы (1:16). Исайя два раза говорит про стрижку волос (15:2, 22:12).
Добавлено (17.05.2013, 17:31)
---------------------------------------------
Подчас страх перед наказанием от духа умершего затмевает страх перед наказанием от Бога. Остатки культа умерших создавали ложное впечатление о существовании двух источников наказания. (Многобожие почти не отличается от многоисточниковнаказания.) Для утверждения постулата о единственном источнике наказания, книга «Второзаконие» ввела запрет: «Не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими, по умершим»(14:1). Книга «Левит» дважды повторяет запрет: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем»(9:27, 21:1-6).
До настоящего время все еще сохранилось языческое ошибочное мнение о двух источниках наказания, независимых друг от друга. Современные язычники страх перед наказанием от духа заменили на страх перед наказанием от озлобленных беззаконников, наносящих ущерб. Некоторые люди полагают, что им позволительно иметь в своей душе два вида страха: страх перед Богом и страх перед злодействующими нечестивцами. Это ошибочное мнение необходимо развеять, и убедить в том, что должен признаваться только один вид страха, только один источник наказания.
Часть 4. Свобода выбора
Первозданный человек не осуществил своего призвания. Если бы Адам принял заповедь о древе познания с непоколебимой верой в слово Божие, он ответил бы движением своей свободной воли к воле Божией. Но Адам осознанно отказывает в доверии Богу и соблазнился любопытством к обещанному лукавым духом. Зло становится реальностью именно через волю, только через свободное самоопределение. Через волю, подобным же образом, происходит воздействие Божественной благодати на человеческую личность, и воздействие не сопровождается подавлением индивидуальности, но осуществляется только при осознанном подчинении Божественной воле.
Как сказал св.Иоанн Златоуст, Бог не хочет насильно и против воли сделать душу добродетельной; надобно убедить душу, чтобы она по своей воле сделалась доброй.
«Тех, которые не хотят противоборствовать диаволу и бороться с ним, Бог не принуждает, чтобы не разрушить свободной воли разумного естества нашего, которое Он создал по образу Своему, и не низвести нас в чин бессловесных животных»(преподобный Симеон Новый Богослов, в начале одиннадцатого века игумен монастыря св. Маманта вблизи Константинополя).
«Мы побеждаем или бываем побеждены не вследствие силы противников-демонов или слабости помощников-Ангелов, а по нашей воле. Когда те и другие склоняют нас на свою сторону: святые Ангелы к добру, а преступные демоны к злу, наша воля, наделенная свободой, избирает то, чего хочет, потому что Бог, почтивший нас свободой, не принуждает; также и диавол не имеет над нами принудительной власти»(св. Иоанн Златоуст).
«Как особенное преимущество, Господь даровал свободу. Но вблизи этого преимущества и бездна. Свобода не связана: можем обращаться к Богу, и можем отвращаться от Него. Но эта возможность…составляет природу свободы. Цель и назначение свободы – непринужденное служение Богу, Творцу своему, чтоб тварь свободно служила Богу и исполняла волю Его, и тем больше сподоблялась благ, становилась пространнейшим вместилищем блаженства»(св.Феофан Затворник).
«Если человек не может выбрать зло, он не свободен. Если он свободен не призрачно, а по-настоящему, он может выбрать зло. Так вот, христианство всегда утверждало и утверждает, что Бог сотворил человека абсолютно свободным. И именно эта свобода есть главный источник столь часто торжествующего в мире зла. Бог, создав свободное существо — человека, раз навсегда ограничил Свое всемогущество. Если бы человек не был свободным, он не мог бы свободно выбрать то добро, ту красоту, то совершенство, к которым его призывает Бог, не мог бы быть другом Божиим. Но, будучи свободным, он может так же свободно выбирать зло и быть целиком за этот выбор ответственным» (протопресвитер Александр Шмеман, в конце двадцатого века декан Свято-Владимирской православной духовной семинарии в Нью-Йорке).
Добавлено (17.05.2013, 18:12)
---------------------------------------------
Часть 5. Простор для добра, простор для зла
Существует два вида противодействия злу, и первый способ заключается в предотвращении достижения той цели, к которой стремиться злоумышленник. Когда кто-то поджигает дом, то целью поджигателя является уничтожение дома. Если жильцы этого дома, и их соседи будут тушить водой горящий дом, или на пожар примчатся пожарные и направят на огонь шланги со струями воды, то эти действия приведут к неосуществлению желания поджигателя – дом будет сохранен, и после ремонта жильцы вернутся в него. Когда кто-то кладет отраву в еду и питье, и от этого человек заболевает, то врач дает заболевшему противоядие и иные лекарства. Человек выздоравливает, и через это не достигается цель отравителя – смерть. Бог ненавидит злобу, зависть, корыстолюбие; когда эти качества толкают к поджиганию дома или подсыпанию отравы, то тушащие огонь и дающие противоядие проявляют ненависть к злобе, зависти, корыстолюбию и тем самым угодны Богу. С другой стороны, тушащие пожар и дающие лекарства могут знать, кто совершил злодеяние, и могут создать для злодея такие условия, от которых тот будет вынужден прекратить творить зло (это считается вторым видом противодействия злу). Но этот второй способ противодействия злу является духовно-гибельным. Чего Бог хочет? Хочет, чтобы мы желали воли Его благой, то есть всего того, что делается по Его заповеди: любить и сострадать, быть утешителем, творить милостыню, давать хлеб и кров, и тому подобное. Когда для злодея создаются неблагоприятные для него условия, то это есть нарушение благой воли Бога. Тушащие пожар и дающие лекарства должны остановится, когда возникает желание наказать поджигателя и отравителя, так как Сам Бог останавливается. 4 апреля 2006 года о.Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский (через три года ставший Патриархом Московским и всея Руси) в выступлении произнес слова: «Человек обладает полной автономией в принятии или не принятии тех или иных (нравственных) правил. Именно Бог наделил человека такой способностью самоопределения. Эта та свобода, перед которой останавливается Сам Бог».
Если не будет возможности совершить зло, то будет невозможно осознанно, усилием воли совершить духовный подвиг – не воспользоваться возможностью совершить зло. Чтобы произошло последнее, должна существовать возможность совершить зло. Простор для добра немыслим без простора для зла. Духовная жизнь складывается из двух моментов: 1) волевым усилием не позволить самому себе совершить зло, 2) не позволить себе воспрепятствовать другим людям усилием их воли совершить духовный подвиг. Когда людей (с целью ликвидации возможности совершить зло) огорчают наказаниями и огорчение занимает то место, где должно оказаться волевое усилие, то волевое усилие не находит свою нишу и не остается. Отсутствие волевого усилия – это противоположное тому, чего желает Бог.
Быть милосердным к грешникам – это значит дать им возможность искренне возжелать исполнять заповеди Господни. Наказание и боязнь наказания уничтожают искренность. Наказание становится преградой для осмысленного исполнения заповедей. Безвольный человек – это человек, который под давлением извне прекратил совершать выбор между добром и злом. Вытравить из человека образ Божий можно посредством лишения человека возможности причинять страдания другим людям. Каждый для себя решает, что можно делать, и что нельзя делать. Чтобы произошло приближение к Богу, нужно устранить все, что мешает отдалиться от Бога (примерно в таком смысле высказался Владимир Николаевич Лосский, в середине двадцатого века преподаватель богословия в Париже).
Свобода выбора нуждается в охране. Отрицание свободы, самоопределения человека к добру или ко злу означает отход от святоотеческого предания и уклонение (умышленное или по невежеству) в сторону кальвинистской ереси. Подобное отрицание означало бы и отрицание праведности, поскольку человеку, лишенному способности избирать зло или добро, содеянное им зло не может быть вменено в вину. Праведность или развращенность - это выбор пути, на который ступает человек по своей воле, и поэтому он подлежит суду Божию как ответственное за выбор существо. И поврежденность первородным грехом природы человека не является "извиняющим обстоятельством": там, где дана свобода выбора между добром и злом, всегда существует ответственность.
Добавлено (17.05.2013, 18:13)
---------------------------------------------
Часть 6. Слепотствующие в вопросе о промысле Божьем, или
Недостойные способы препятствования злу
[/size]
[size=11] Человек позволяет утвердиться в своей душе богоугодным или злым замыслам, и когда замысел богоугоден, то Бог помогает воплотить в жизнь замысел. Богоугодный замысел приводит к совершению обличения, увещевания, проповедования правды, и совершению действий, согласующихся со сказанным апостолом Павлом: "Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Послание к Галатам, 5:22). Реализуемые богоугодные замыслы одного человека не могут (и это является критерием богоугодности: "Благословение Господне…печали не приносит" – Притчи, 10:22) повлечь обиду, страдания, тягостные переживания другого человека.
В чем критерий злого замысла? В страданиях, тягостных переживаниях. «Божие правосудие употребляет нечестивых…для наказания негодяев за их преступление»(св. Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири в начале восемнадцатого века). Именно нечестивых! Наказывающий негодяев является нечестивым человеком. В Ветхом завете рассказывается, что попускаемые Богом испытания отвращают людей от зла. Исходя из этого, некоторые люди по собственной инициативе пытаются влиться в пагубный для них поток попущений, наказать негодяев (причиняя им страдания и тягостные переживания), и этими наказаниями оказать помощь (защиту) жертвам негодяев. Но эта помощь оказывается в конечной счете ПОПУСТИТЕЛЬСКОЙ помощью!
Те, кто по собственной воле становятся нечестивыми наказывающими, поддаются обману со стороны демонов. Об обманных действиях демонов, надевающих на зло личину добра, говорит св.Игнатий: «Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители собираются подражать Святым Отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они (неблагоразумные ревнители) — не святые... Когда святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по повелению Божию, по внушению Св. Духа, а не по внушению страстей своих и демонов…(неблагоразумный ревнитель) действует по влечению страсти и по обольщению демоническими помыслами».
Как сказал св.Исаак Сирин, по неведению многие представляют себя судьями над делами грешников.
Считать богоугодной помощью (защитой) то, что на самом деле является попустительской помощью (защитой) – значит балансировать на краю геенны.
Необходимо обратить внимание на то, что злые попущенные дела зачастую завершаются добрыми последствиями. Добрые последствия имеют как богоугодные замыслы, так и злые замыслы. «Бог не попускает испытание, если из него не выйдет чего-то хорошего. Видя, что добро, которое произойдет, будет больше, чем зло, Бог оставляет диавола делать свое дело»(Паисий Святогорец, греческий блаженный старец двадцатого века). «Бесконечная благость Божья никогда бы не попустила быть на земле таким злым беззакониям, если бы отсюда она не производила величайших благ»(св.Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири). "Непостижимо Бог вмешивается в наши заблуждения и в наши грехи, не для похвалы их или принятия соучастия в них, но гнушаясь ими, ненавидя и исправляя их. Бог производит из зла много доброго, подобно тому, как бы Он огонь превратил в воду"(святитель Феофил, во втором веке епископ Антиохийский).
Если придавать большое значение добрым последствиям, то легко запутаться в замыслах (если имеется ошибочное убеждение, что всякий замысел, имеющий добрые последствия, является добрым), и считать злой замысел добрым замыслом. Принимая зло за добро, попущенное за богоугодное, позволяешь демоническим замыслам утвердиться в душе.
Попущение приносит пользу (в частности, попущенные испытания отвращают людей от зла). Но появляющийся в человеческой душе соблазн пользы должен быть преодолен духовным усилием, так как богоугодность состоит в удалении от попущений.
Добавлено (17.05.2013, 18:17)
---------------------------------------------
"Страждущие! Знайте, что вы страдаете по воле Божией; будьте убеждены, что без воли Божией, без попущения Божия, не прикоснулась бы к вам никакая скорбь. Воззрел милостиво на вас Господь, возблаговолил о вас, признал ваше сердце и жительство благоугодным Себе и потому простер к вам руку помощи в судьбах Своих. Он послал или попустил вам скорби в очищение ваше, в охранение, в средство к достижению совершенства. Время скорби есть то блаженное время, в которое Бог зиждет душу возлюбленного избранника Своего»(св.Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский в середине девятнадцатого века).
"Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду премудрого и всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем. Слепотствующие грешники не видят этого…отсутствие правильности во взгляде своем, тупости своего взгляда, взгляда омраченного, взгляда извращенного они не сознают; они приписывают управлению Божию отсутствие правильности»(св.Игнатий).
Большинство людей уверено, что злые попущенные дела завершаются добрыми последствиями, по Божьему указанию. Но меньшинство не признает завершение злого дела добрыми последствиями, и утверждает, что зло приведет к злым последствиям. Меньшинство (которое святитель Игнатий назвал слепотствующими) отказывается с долготерпением ожидать момента преобразования зла в доброе последствие, и пытается своими силами предотвратить то, что они ошибочно считают «отсутствием правильности». Меньшинство забыло слова апостола Луки: "Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?", и медленности противопоставляют свое быстродействие. Существует духовный закон: Господь никогда не дает человеку испытания больше той меры, какую он может понести. Меньшинство считает испытания чрезмерными, что свидетельствует об «отсутствии правильности» (согласно их точке зрения), и выступают за уменьшение или ликвидацию испытаний. Апостол Петр сказал: «Угодно Богу, когда кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдания несправедливые». Значение страданий (и заслуженных, и незаслуженных) в том, что они влекут по пути спасения. Меньшинство ставит преграду для спасения, ликвидируя несправедливые страдания.
Меньшинство пытается наказать негодяев и остановить несправедливость до того, как Господь накажет негодяев и остановит несправедливость. Меньшинство пытается раньше Господа отделить козлов от овнов, не догадываясь: если Господь терпит негодяев, то для этого есть веская причина.
«Ты говоришь, что много людей страдает от всяких бед и от злых человеков; но прошу тебя, смирись под крепкую руку Божию, и тогда благодать научит тебя, и ты сам захочешь страдать ради любви Господней… Если ты не жалеешь грешника, который будет мучиться в огне, то нет в тебе благодати Святого Духа, но живет в тебе злой дух, и покамест ты жив еще, старайся покаянием освободиться от него»(старец Силуан Афонский, монах начала двадцатого века). «Нам...прискорбно видеть и слышать о невинно страждущих, но Бог знает больше нас, что кому нужно и сколько надобно огня искушений скудельному сосуду»(Преподобный Леонид, настоятель Белобережской пустыни в начале девятнадцатого века).
Меньшинство убеждено, что оно больше Бога знает, кому что нужно и не нужно. Нет Святого Духа в меньшинстве, но есть злой дух, так как меньшинство не жалеет грешников и не смиряется под крепкую руку Божию. Меньшинство впадает в язычество, и утверждает о существовании двух источников наказания, о двух видах страха.
Меньшинство не замечает требование апостола: «не судите никак прежде времени, пока не придет Господь» (Первое послание к Коринфянам апостола Павла, 4: 5). Неблагоразумно наказывать тех, кого Господь оправдал. «…Того, Кто оправдывает нечестивца…»(Послание апостола Павла к Римлянам, 4;5). Меньшинство отказывается брать пример с Господа, Который «благ и к неблагодарным и злым»(Евангелие от Луки, 6;35).
Также нужно указать, что меньшинство отказывается предоставить грешникам свободу выбора между добром и злом, и не дает грешникам совершить свободный выбор. Сокращая логические цепочки, придем к выводу: уверенность в превращение зла в добро силой Бога эквивалентна предоставлению грешнику свободы выбора, а отсутствие убежденности в преобразование зла в добро эквивалентно попытке уничтожить свободу выбора.
И обратное умозаключение: самовольное применение наказания к негодяям эквивалентно неверию тому, что в необходимый момент времени зло будет превращено в добрые последствия.
Добавлено (17.05.2013, 18:19)
---------------------------------------------
Чего не желаешь себе, не делай другому (Деяния апостолов, 15:29). Какой мерой вы меряете, такой и вам отмерено будет (Евангелие от Марка, IV:24). Когда человек при своей земной жизни применяет наказания, и делает другим то, чего не желает себе, то на Страшном суде ему отмеряются наказания. Если же человек не применяет наказания, то у него есть надежда на то, что ему не будет отмерено наказание на Страшном суде.
По мнению меньшинства, любовь к обществу более возвышенна, чем любовь к человеку, и поэтому позволительно пренебречь любовью к человеку ради любви к обществу. Меньшинство страдает обществопоклонством, хотя и отрицает явно выраженное идолопоклонство.
Если наступила беда, человеку нужно напомнить (или он сам должен вспомнить) о том, что нужно искать причину всех бед в содеянных прежде грехах (и исправлять после их обнаружения). Меньшинство ищет причину бед не там, где указывает Православие, а там, где подсказывают духи злобы поднебесные – в том человеке, к
Сообщение отредактировал Самоделкин - Пятница, 17.05.2013, 18:17