Анастасия Узорешительница (продолжение жития)
Ульшан с честью привел ее к себе в дом, рассчитывая уловить ее скорее
лестью, чем угрозами. После долгих ласковых уговоров он предложил ей на
выбор противоположные предметы, заключавшее в себе все великолепие мира и
всевозможные орудия мучений, разместив все это друг против друга: с одной
стороны драгоценные камни, а с другой обоюдоострые мечи; здесь — золотые ложа,
украшенные драгоценной хрустальной отделкой, а там — железные раскаленные одры,
наполненные горящими углями; здесь — монисты, серьги, разные золотые и
жемчужные уборы, а там оковы, вериги и железные узы. Здесь светлые зеркала и
всевозможные женские наряды, а там железные гребни и рогатины, назначенные для
того, чтобы рвать тело. С одной стороны драгоценные одеяния, с другой осколки
и деревянные опилки, которыми мучители обыкновенно растравляли раны, нанесенные
мученикам. Почему поступил так этот коварный и лукавый человек? К чему
положил он против предметов роскоши — предметы истязаний и мук, против
радующих — наводящие уныние и против ласкающих — предметы ужасные? Для того,
чтобы одними прельстить или другими устрашить невесту Христову. Но она ни на что
не обращала внимания: не желала она ничего, не боялась и не хотела
бежать от предметов, наводящих скорбь и уныние, и с большею охотою смотрела
на орудие мучительства, чем на женские уборы. Коварный жрец, ничего не
предчувствуя, устроил все на свое посрамление и стыд; ибо Анастасия показала
тогда еще большее мужество и любовь ко Христу, так что обнаружилась вся
суетность коварного умысла языческого жреца, и тщетность его лукавства. Когда
он сказал святой: "выбери себе с обоих сторон то, что хочешь”, — она,
посмотрев на разложенные пред нею предметы роскоши и драгоценности, сказала: "Все это, диавол, твое и работающих на тебя, с которыми ты и будешь предан
вечной погибели”. Посмотрев же на вериги и орудия мук, святая Анастасия
произнесла: "Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее
вожделенному Жениху моему — Христу. Это я выбираю, а то отвергаю, это люблю ради
возлюбленного Господа моего, а то ненавижу”. Тогда жрец, щадя ее и не теряя
надежды, что она изменить свое желание, дал ей три дня на размышление. Но
мученица, опечалившись, сказала: "Зачем отлагать? Отчего ты не хочешь мучить
меня теперь же? Ничего другого ты от меня не услышишь, как только то, что я
говорю теперь: я не принесу жертвы твоим богам не исполню воли твоей и твоего
царя; а принесу жертву хвалы Царю веков. Единому безсмертному Богу моему, за
Которого я полагаю мою душу. Мучения же, которыми ты грозишь, презираю, так
как ничего не желаю приобрести, как только одного Христа, в Котором жизнь
вечная". Жрец спросил ее: "Неужели и ты избираешь себе смерть, подобную
Христовой?" Мученица, услышав о смерти Христовой, исполнилась радости и
сказала; "Аминь, аминь! да будет так со мною, Христос, Царь мой!" Жрец
спросил: "Что значить это слово - "аминь"? Святая отвечала: "Ты не достоин ни
понимать, ни произносить это слово. Никто из разумных людей не вливает
драгоценное миро в гнилой сосуд". Тогда Ульшан приказал отвести святую
Анастасию на три дня к знакомым ей женщинам, бывшим когда-то её соседками и
подругами, чтобы они уговорили ее вернуться к отеческим богам. Чего только ни
делали те лукавые и нечестивые женщины! Каких советов, каких ласковых и
приятных для женщин слов не нашептывали они Анастасии, напоминая ей о красотах
и сладостях миpa! Но святая была как глухая, которая не слышит, и как немая,
не отверзающая уст своих. В те три дня она не приняла ни пищи, ни питая в
уста свои, но непрестанно в сердце своем взывала к Жениху своему Христу.
Через три дня верховный жрец Ульшан, видя, что святая Анастасия была тверда
в исповедании веры, как столп непоколебимый и гора неподвижная, осудил ее на
муки. Но сперва этот окаянный человек, уязвленный её красотою, желал
осквернить чистую голубицу Христову своею нечистотою. Однако, когда сей
нечестивец хотел прикоснуться к ней, он вдруг ослеп, страшная боль сжала ему
голову и, как безумный, он вопил и взывал к своим богам, прося помощи.
Он приказал нести себя в идольский храм, надеясь получить помощь от тех,
кому служил, но, вместо помощи, получил больший вред, и вместо жизни -
смерть; ибо он изверг свою злобную душу и переселился к своим богам - в
ад. Слух об этом чуде распространился среди многих, а святая мученица
Анастасия осталась свободною. Выйдя оттуда, она отправилась к вышеупомянутой
духовной cecтре своей Феодотии и рассказала ей подробно обо всем, что она претерпела, и о том чуде,
которое через нее совершил Бог, показав над ней милость Свою. Bскоре после
того возвратился и Левкадий. Он опять принялся за старое и по
прежнему старался то ласками, то угрозами склонить Феодотию к двум
беззакониям - поклониться его нечестивым богам и вступить с ним в
постыдный и ненавистный для неё брак. Наконец, истощив все свои усилия и
видя, что ни в чем успеть не может по причине пребывания здесь Анастасии,
жестокий воспылал еще большим гневом: он сковал и предал Анастасию суду, а
Феодотию с её детьми послал связанной к аноипату Никитию,
рассказав ему в письме все касающееся Феодотии. Когда блаженная Феодотия была
приведена к этому проконсулу, то последний, при допросе, стал грозить ей
муками. На это старший сын Феодотии, по имени Евод, небольшой мальчик,
сказал проконсулу: "Мы, судья, не боимся мук, которые дают телу нетление, а
душе безсмертие. Боимся же мы Бога, Который может и душу и тело погубить в
геенне огненной". Судья, услышав такие речи, приказал тут же, при матери,
бить отрока розгами до крови. Мать, смотря на это, радовалась и укрепляла своего
сына Божественными словами, убеждая его мужественно претерпевать всякое
страдание. После этого истязания Феодотию отдали одному безстыдному человеку, по
имени Гиртаку, чтобы тот осквернил ее. Но едва тот, приблизясь к
целомудренной paбе Божией, хотел прикоснуться к ней, как увидел стоящего
возле неё светлого юношу, который, грозно на него посмотрев, ударил его в
лицо так сильно, что он был окровавлен. Это чудо ясно видел и аноипат; но
вместо того, чтобы познать Бога, хранящего чистоту целомудренных он обезумел
еще больше, приписывая это чарам волхвования. Он велел разжечь как можно
жарче печь и бросить в нее мать с тремя детьми. И святая Феодотия с
благословенными плодами чрева своего соделалась жертвою благоприятною Богу: она
скончалась в огне. В это время святая Анастасия содержалась в оковах у игемона. Этот человек был корыстолюбив, и услышав, что
Анастасия владеет большим богатством, велел тайно привести ее к себе и
сказал ей: "Я знаю, что ты богата и имеешь много денег и имений. При этом
ты держишься веры христианской, чего и сама не скрываешь. Исполни же заповедь
своего Христа, Который повелевает вам презирать все богатства и быть нищими.
Уступи мне богатство твое и сделай меня наследником твоего имения. Сделав
так, ты получишь двойную выгоду: исполнишь заповедь Христа и, освободившись из
наших рук, будешь безбоязненно и невозбранно служить своему Богу". Премудрая
Анастасия благоразумно ответила на это: "В Евангелие есть слово Господа моего: ...вся, елика имаши, продаждь и раздай нищим: и имети имаши сокровище на Небеси. Кто
будет настолько безумен, чтобы дать тебе, богатому человеку, то, что
принадлежит нищим? Кто будет настолько не рассудителен, чтобы дать тебе,
утопающему в роскоши и живущему в сладостях и в самоуслаждении, пищу нищих?
Если я увижу тебя алчущим и жаждущим, нагим и больным и брошенным в
темницу, тогда я сделаю для тебя, как надобно, все повеленное нам Христом:
напитаю тебя, напою, одену, посещу, послужу, помогу, подавая тебе все нужное".
Разгневался игемон на эти слова и в ярости повелел заключить святую в мрачную
темницу и морить ее тридцать дней голодом. Но она питалась надеждою своею -
Христом Господом: Он был ей сладкою пищею и утешением в скорби. Всякую
ночь являлась ей святая мученица Феодотия, наполняла радостью её сердце и
укрепляла ее. Анастасия о многом говорила с блаженною, о многом расспрашивала
ее. Между прочим, она спросила ее: "Какъ ты приходишь ко мне по смерти?"
Феодотия объяснила ей, что душам мучеников дарована от Бога особая благодать,
чтобы и по своем отшествии от земли, они могли приходить, к кому пожелают,
беседовать с ними и утешать их. По истечении тридцати дней, игемон, видя, что
Aнacтacия не изнемогла от голода, и остается здоровой и светлой лицом,
разъярился против стражей, думая, что они доставляли ей пищу. Наконец, он
приказал посадить ее в более крепкую темницу, запечатал вход в нее своею
печатью и, приставив самую верную стражу, морил святую Анастасию голодом и
жаждою еще тридцать дней. И святая мученица за это время день и ночь питалась
одними только слезами и усердно молилась Богу. По истечении других тридцати
дней, игемон вывел Анастасию из темницы и, увидев, что она опять не
изменилась лицом, осудил ее на смерть вместе с другими приговоренными к
казни за различным злодеяния. Всех их определено было потопить в море.
Среди приговоренных был один благочестивый муж, именем Евтихиан; лишенный
ради Христа всего своего имения, он осужден был на ту же смерть. И вот их
всех посадили на корабль и отплыли с ними в море. Достигнув глубины, воины
просверлили несколько отверстий в корабле, а сами пересели в лодку, приготовленную для себя и поплыли к берегу. И когда корабль уже должен был
погрузиться, внезапно находящееся на нем увидели святую мученицу Феодотию,
управляющую парусами и ведущую корабль к берегу, которого он вскоре и достиг.
Все осужденные, видя свое спасение от потопления, изумились и, припав к
ногам двух христиан Евтихиана и Анастасии, умоляли просветить их в веру
Христову.
Выйдя на берег неврежденными, они приняли учение веры от Евтихиана и Анастасии
и крестились. Всех душ, спасшихся от потопления и уверовавших во Христа, было
сто двадцать. Игемон, вскоре узнав об этом, разгневался и издал приказ
схватить их и казнить всевозможными казнями, мученицу же Анастасию растянуть
между четырьмя столбами и сжечь. Такъ блаженная Узорешительница совершила
страдальчески свой подвиг: разрешилась от уз плоти и отошла к небесной
желанной свободе. Честное же тело ея, неповрежденное огнем, было выпрошено у
жены игемона одной благочестивой женой, Аполлинариею, которая похоронила его с
честью в своем винограднике. Со временем, когда гонение на Церковь
прекратилось, она воздвигла над могилою мученицы церковь. Прошло еще много
лет, и честные мощи святой Анастасии прославились. Тогда с великою почестью
они были перенесены в царствующий город Константинополь, на защиту и спасение
городу, во славу Христа Бога нашего, со Отцем и Святым Духом, во едином
Божестве прославляемаго во веки. Аминь.
материал взят с сайта bratstvo.narod.ru
Молитва