
Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога: и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошёл от Неё Ангел. Евангелие от Луки 1: 27-38
7 апреля (25
марта по старому стилю) весь православный мир отмечает великий праздник —
Благовещение Пресвятой Богородицы. Праздник посвящен воспоминанию и
прославлению события, описанного в Евангелии (Лук. 1, 26—38). В этот день
архангел Гавриил возвестил Деве Марии о скором рождении от нее младенца
Иисуса.
У древних христиан он носил различные названия: "Зачатие
Христа", "Благовещение о Христе", "Начало искупления",
"Благовещение Ангела Марии", — и только в VII веке ему было присвоено
навсегда наименование "Благовещение Пресвятой Богородицы".
Установление этого праздника принадлежит самой глубокой древности. Святой
Афанасий (IV в.) в своей беседе на этот праздник называет его первым в ряду
праздников и особенно почитаемым, так как он напоминает начало домостроительства
спасения людей. В V и VI вв. по причине ересей, унижавших лице Богоматери и
искажавших догмат о воплощении Иисуса Христа, представились особенные
побуждения для Церкви возвеличить торжество праздника. За это время
Богослужение праздника обогатилось многими песнопениями, в которых раскрыто
таинство воплощения Сына Божия и величие Богоматери. В VIII в. святой И.
Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили на этот праздник канон,
употребляемый и в наши дни. По объяснению древних христианских писателей, в
основании обычая праздновать праздник 7 апреля лежит предание Церкви, что этот день стоит в естественном соответствии с 7 января.
По традиции
накануне праздника выпекали просвиры, которые затем освящали в церкви. После
богослужения их хранили перед образами, а несколько дней спустя, помещали в
амбар. Наши предки верили, что просвира, привязанная к сеялке, служит залогом
богатого урожая.
До Благовещения запрещалось вести земляные работы: перекапывать почву,
вбивать в нее колья и т. д. Считалось, что это может повредить будущему урожаю.
Подобные представления объясняются тем, что в русской православной традиции
образ Богородицы всегда был тесно связан с образом земли-кормилицы.
Существует трогательный
обычай на день Благовещения, как день возвещения свободы всему миру, выпускать
из клеток птиц на волю. Было принято
давать пищу нищим и обездоленным. Всякий, кто в этот день просил хлеба, получал
его. Того же, кто нарушал старинный обычай, ожидало возмездие. Простой народ
почитает этот праздник, как один из самых больших; в этот день считается тяжким
грехом выполнять тяжелую или грязную работу; по верованию простолюдина, даже
птицы в этот день не вьют себе гнезда. Верят также, что на Благовещение, как и
на другие великие праздники, играет солнце при своем восходе.
Если
Благовещение приходится на Великий пост, допускается ослабление строгих правил
(в частности, разрешается есть рыбу). Если же праздник совпадает с Пасхой, его
не отменяют, а отмечают совместно со Светлым Христовым Воскресением. Во время
богослужения исполняются и пасхальные, и благовещенские песнопения.
Праздник Благовещение—двунадесятый. Он бывает в промежуток времени с
четверга 3-й седмицы Великого поста до среды Святой недели, а потому он имеет
только один день предпразднства и один попразднственный день отдания, иногда же
предпразднства и отдания не бывает и он празднуется всего только один день.