Четверг,
21.09.2023,
19:39.
Translation siteМеню сайтаВходФорум[Семья] [Семья] Архив записейС Августа 2011Поиск по сайтуОпросыНаши опросы |
Словарь церковных терминов
АВТОКЕФАЛИЯ (греч. - самово-зглавление) - независимый статус поместной национальной церкви, имеющей собственного предстоятеля (патриарха или митрополита).
АГНЕЦ (слав. -
ягненок) - средняя часть просфоры, выннмаемая для совершения Евхаристии.
АКАФИСТ (греч. - несидение) - молитвословия, которые можно слушать стоя в противоположность кафизмам, при чтении которых полагалось сидеть, состоит из 12 кондаков и икосов. Первый Акафист был написан в VII в.
АЛЛИЛУИЯ (евр. - хвалите Господа) - припев к псалмам и гнмнам.
АЛТАРЬ (лат. - жертвенник), или ПРЕСТОЛ, - деревянный (реже металлический или каменный) стол, на котором совершается Литургия. А. также называется все пространство вокруг престола.
АМВОН (греч. - возвышение) - в современных храмах это центральная часть солеи, расположенная напротив царских врат.
АМИНЬ (евр. - истинно, верно) - возглас, которым обычно -заканчивается каждая молитва. При общественном богослужении слово аминь произносит народ (или хор).
АНАЛОЙ (точнее
АНАЛОГИЙ) - высокий столик с покатым верхом. Употребляется для богослужебных
книг и икон.
АНАФОРА (греч. - возношение), или КАНОН ЕВХАРИСТИ И, - последование молитв, которые читают и поют во время таинства Евхаристии.
АНТИДОР (греч. -
вместо дара) - остатки просфоры, из которой вынут Агнец (см.).
АНТИМИНС - частица мощей , вшитая в ткань, лежит на алтаре. На нём совершается Евхаристня.
АНТИФОН (греч. -
противогласие) - песнопения, которые поются на два хора. А-ное пение ведет
начало из Иерусалимского Храма. В иерковь введено св. Амвросием Медиоланским
(IV в.).
АПОСТОЛ - книга,
содержащая Деяния и Послания св. апостолов, разделенные на 'Зачала. А.
употребляется при богослужении.
АПСИДА - ниша в
восточной стене храма, где находится алтарь.
АРТОС (греч. -
квасной хлеб) -хлеб, освящаемый на Пасху 13 воспоминание братских трапез.
Раздается обычно в субботу Светлой Недели.
ВОЗДУХ - плат, или
«покровец», которым покрывают потир и дискос во время Литургии.
ГЛАСЫ - система из 8-ми церковных мелодий, разработанная св. Иоанном Дамаскином и св. Феодором Студитом, меняются взависимости от вида песнопения: ирмоса, тропаря и т. д., меняются также каждую неделю. Собрание гласов. называется 'Октоихом, или «Восьмигласником».
ГОРНЕЕ МЕСТО -
пространство к востоку от престола. Обычно там находится кресло епископа.
ДАРОНОСИЦА небольшой
металлический ковчежец (ящик), в который помещают запасные (преждеосвященные)
Св. Дары для причащения больных на дому.
ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА -
ковчежец, изготовленный обычно в виде храма, в котором хранят запасные
(преждеосвященные) Св. Дары. Находится на престоле.
ДИКИРИЙ - подсвечник
в две свечи, который вместе с «трикирием» употребляется во время архиерейского
богослужения.
ДИСКОС - небольшое
блюдо, на котором полагают евхаристического Агнца. В наши дни Д. для удобства
крепится на подставке.
ДОГМАТИК - церковное
песнопение в честь Богоматери, которое поется на всенощной накануне
воскресенья. Название связано с его содержанием (догматическое учение о
Боговоплощении). Всего 8, по числу 8 гласов.
ДЬЯЧОК - старинное,
вышедшее из употребления название псаломщика.
ЕВХАРИСТИЯ (греч. -
благодарение) - одно из важнейших таинств Церкви, Вечеря Господня, на которой
освящаются хлеб и вино. Принимая их, верующие соединяются с Самим Христом, с Его
Плотью и Кровью.
ЕКТЕНИЯ (греч. -
прошение, усердное моление) - ряд призывов К молитве, произносимых диаконом
(или священником).
ЕЛЕЙ - масло оливы
(или другое растительное масло), которое употребляется в церкви для помазания.
Знак Божия благословения, как указано
ЕПИКЛЕЗИС -
призывание Св. Духа, часть евхаристич молитв (см. анафора).
На главную страницу
ЕПИТРАХИЛЬ (греч. - нашейник) - отлнчительный знак иерейского сана. ЖЕРТВЕННИК - стол, находящийся слева от престола алтарь). На нем совершается проскомидия. ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА - читается священником в конце Литургии, «за амвоном». ЗАЧАЛА - рубрики, на которые разделен текст церковнославянской Библии. ЗВЕЗДИЦА - два металлических полукружия, которые, устанавливаются на дискосе, чтобы воздухи не прикасались к Агнцу. ИЕРЕЙ - греческое наименование священника (архиерей епископ). ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ - псалмы, которые поются антиифонию в начале Литургни и читаются после великопостных часов. ИКОНОСТАС (греч. - место, где стоят нконы) - ряд икон отделяющий алтарное пространство от храма, бывают одноярусные и многоярусные. ИКОС - церковная песнь, или молитва, в которой прославляется подвиг святого или празднуемое событие. ИПОДИАКОН - церковнослужитель, помощник диакона. Носит стихарь, повязанный крестообразно орарем, прислуживает при епископе. ИРМОС — греческое название песен канона утрени (см. канон). ИСПОЛЛА ЭТИ, ДЕСПОТА (греч. — многая лета, Владыко) — приветствие, которое поется епископу. КАНОН (от арам. кане — правило) — обозначает: 1) перечень книг, принятых Церковью в качестве Св. Писания; 2) чинопоследование евхаристических молитв, анафора (см.); 3) цикл молитв и песнопений утрени (состоит из 9 песен). КАНУН — 1) день перед праздником; 2) столик с изображением Распятия и подсвечниками, перед которым служатся панихиды. КАФИЗМА (греч. — чтение, при котором сидят) — чтение зачал (см.) из Псалтири на утрени. КЛИРОСЫ — правая и левая стороны солеи, на которых обычно стоят певчие. ЛИТИЯ — поминальная молитва: 1) краткая панихида; 2) обряд, который совершается в западной части храма во время праздничной всенощной. На Л. освящают хлеб, пшеницу, вино и елей (см.). ЛИТУРГИЯ (греч. — общее дело; общее служение): 1) общее название для всякого богослужения; 2) служба, центром которой является таинство Евхаристии (см.). МИНЕЯ (греч. — месячник) — книга, включающая молитвы и гимны святым в порядке дней их празднования. Миней 12, по одной на месяц. Четьи-Минеи — жития святых, расположенные в календарном порядке. Общая Минея содержит службы тем святым, для которых нет особых чинопоследований в месячных М. МИРО — благовонное масло, освящаемое патриархом или митрополитом раз в год (в Великий четверг). Употребляется для таинства Миропомазания. МИТРА (греч. — повязка, тюрбан) — парчовый головной убор епископа, а также архимандрита или заслуженного священника. МОЩИ (слав. — прах, мертвое тело): 1) всякое тело усопшего; 2) останки святых, в каком бы виде они ни сохранились. НЕДЕЛЯ — славянское название воскресенья. Русское слово «неделя» — поцерковнославянски «седмица» (см.). ОГЛАШЕННЫЕ — люди, которые проходят подготовку к крещению. ОМОФОР — длинная широкая полоса материи с изображениями крестов. Знак архиерейского сана. ОРАРЬ (от лат. ораре — молиться) — вышитая или цветная лента, знак диаконского сана. Надевается через плечо. Во время ектении (см.!!!) диакон поднимает О. Этот обычай сохранился от тех времен, когда в церкви пели все верующие, а диакон регентовал. ОТПЕВАНИЕ — так в просторечии называется чин молитв над умершим. ОТПУСТ — краткая молитваблагословение, произносимая священником по окончании церковной службы. ПАНАГИЯ — небольшая икона, которая носится на груди епископом как знак его сана. ПАНИХИДА — молитва за усопших. ПАРЕМИЯ (греч. — чтение) — чтение из Ветхого Завета за всенощной. ПАТРИАРХ — епископ, возглавляющий поместную автокефальную (см.) церковь. ПОДРИЗНИК — см. стихарь. ПОЛИЕЛЕЙ — торжественная часть всенощной, когда зажигаются светильники. потир — евхаристическая чаша (см.). ПРАВИЛО МОЛИТВЕННОЕ — молитвы, расположенные в определенном порядке: утренние, вечерние, ко причащению и пр. ПРЕДСТОЯТЕЛЬ — епископ (или священник), совершающий Евхаристию, а также глава поместной автокефальной (см.) Церкви. ПРИДЕЛ — дополнительное помещение в храме с алтарем. В древности его пристраивали («приделывали»), откуда и название. П., так же как и центральный храм, посвящается празднику или святому. ПРИТВОР — западная часть храма, его преддверие. В древности там стояли оглашенные (см.) и кающиеся. П. обычно расписан картинами из Ветхого Завета. ПРОКИМЕН (греч. — предваритель) — стих из псалма, которым предваряется чтение или пение в храме. ПРОСКОМИДИЯ — приготовление к Литургии (см.), совершаемое на жертвеннике (см.) в алтаре (см.). ПРОСФОРА (греч. — приношение) — в современной практике небольшой хлеб (см.). Сверху на П. стоит либо печать со словами ИС ХС НИКА (Иисус Христос побеждает), либо изображение Богоматери (реже — святых). Большая литургическая П. предназначается для Агнца (см.). ПСАЛМОДИЯ — распевноречитативное чтение Св. Писания. ПСАЛОМЩИК — церковный чтец. В отдельных случаях епископ совершает над ним «посвящение в чтецы». САККОС — см. стихарь. СВЕТИЛЕН — молитва, ведущая свое происхождение от древнего обряда благословения светильника (на вечерней службе). СЕДМИЦА — церковнославянское название недели (см.). солея — возвышение перед иконостасом. Центральная часть С. называется амвоном, боковые части — клиросами. стихарь— длинная одежда священнослужителей (хитон). У диакона и иподиакона (см.) С. имеет широкие рукава. Сходный покрой имеет саккос епископов. У священников хитон — с узкими рукавами, называется подризником. СТИХИРЫ — песнопения, посвященные празднику; поются за всенощной. ТРЕБНИК — богослужебная книга с чинопоследованием треб (см.). ТРЕБЫ — в просторечии так называются все таинства (кроме Евхаристии (см.) и Рукоположения, а также молебны, панихиды (см.), отпевания (см.), освящение домов и пр. ТРИОДЬ — богослужебная книга, включающая чинопоследование служб предпасхального периода (Триодь постная) и послепасхального: от Пасхи до Петрова поста (Триодь цветная). ТРОПАРЬ — краткое песнопение, посвященное празднику или святому. ФЕЛОНЬ (риза) — верхнее богослужебное облачение без рукавов. Прежде употреблялось епископами и священниками. Теперь в Ф. служит только священник. ЦАРСКИЕ ВРАТА — врата в иконостасе, находящиеся между престолом (см. алтарь) и амвоном (см.). ЧАСЫ — у древних евреев сутки делились на четыре часа (или части) — первый, третий, шестой и девятый. По этому образцу составлены церковные Ч., включающие чтение псалмов и молитв. Ч. соединяют утреню с Литургией. ШЕСТОПСАЛМИЕ — шесть избранных псалмов, которые читаются в начале утрени. ЭКУМЕНИЗМ (греч. экумена — населенная земля) — сотрудничество Церквей различных исповеданий, целью которого является сближение и в конечном счете соединение всех христиан. |
Календарь
К нам заглянулоБаннеры сайтаВы можете использовать приведенные ниже баннеры для ссылки на сайт "https://pravoslavie-alt.ru/". Скопируйте фрагмент html-кода, и разместите его на вашем сайте, блоге, странице. А так же, пожалуйста, применяйте их при использовании нашего материала.
Об Алтае
|
|
|
Сайт создан по благословению Управляющего епархией епископа Барнаульского и Алтайского.
|
Почта сайта: |