Вторник,
05.12.2023,
15:30.
Translation siteМеню сайтаВходФорум[Семья] [Семья] Архив записейС Августа 2011Поиск по сайтуОпросыНаши опросы |
Как учится домашней молитве Молитва - это таинство, соединяющее человека с Богом. Поэтому молитва имеет необычайную силу. «Молитва не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Всесильного Бога, поднятую для поражения грешников» - пишет святитель Дмитрий Ростовский. Святой Тихон Задонский поучает: «Прежде молитв требуется ни на кого не гневаться, не злобиться, но всякую обиду оставить, чтобы и самим Бог оставил ваши грехи». «Приступая к Благодетелю, будь сам благодетелен, приступая к Доброму, будь сам добрым; приступая к Праведному, будь сам праведным; приступая к Терпеливому, будь сам терпеливым; приступая к Человеколюбивому, будь человеколюбивым; а также будь и всем иным, приступая к Добросердому, к Благосклонному, к Общительному в благах, к Милующему всякого, и, если еще что усматривается Божественного, уподобляясь во всем этом произволением, приобретай тем себе дерзновение на молитву», - Пишет святитель Григорий Нисский. Во время молитвы рекомендуется уединиться, зажечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных отношений можно читать молитвы всей семьей. Общая молитва рекомендуется прежде всего в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва - это разновидность церковной, общественной (семья - своего рода домашняя церковь) и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее. Перед началом молитвы следует осенить себя крестным знамением совершить несколько поклонов, настроиться на внутреннюю беседу с Богом. Многим людям помогает сосредоточиться произнесение молитв вслух или вполголоса. «Читай неспешно, во всякое слово вникай, и мысль всякого слова до сердца доводи сопровождая то поклонами. В этом все дело читания молитвы Богу приятного и плодоносного. Вникай во всякое слово и мысль слова до сердца доводи, иначе - понимай, что читаешь, и понятое чувствуй. Других правил не требуется. Эти два - понимай и чувствуй, исполненные как следует, украшают всякое молитвословие полным достоинством и сообщают ему все плодотворное действие. Читаешь: «Очисти ны от всякия скверны» - восчувствуй свою скверноту, возжелай чистоты и с упованием взыщи ее у Господа. Читаешь: «Остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должникам нашим» - и в душе своей всем прости, и сердцем, все всем простившем, проси себе у Господа прощения. Читаешь: «Да будет воля Твоя» - и в своем сердце совершенно предай Господу твою участь и изъяви беспрекословную готовность благодушно встретить все, что Господу будет угодно тебе послать», - учит Святитель Феофан Затворник Святитель Феофан так кратко систематизирует советы по чтению молитвы: а) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев ... В древности все читаемые молитвы брались из псалмов ... Но нигде не встречаю слова «читать», а везде «петь» ... б) во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте... в) чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите - не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час ... сколько обычно выстаиваете ... и затем не заботьтесь ...сколько прочитаете молитв, - а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать ... г) положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед... д) чтобы поспособствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, - и перечувствуйте их, чтобы когда... станете их читать, знать наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце ... е) никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда прерывайте их своеличною молитвою, с поклонами. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правило - самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного... Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте... так до самого конца положенного времени». Как правило, внимание на словах молитвы удается удержать несколько минут, а затем мысли начинают разбредаться, глаз скользит по словам молитвы, - а сердце и ум далеки. «Если кто молится Господу, а думает о другом, то такой молитвы не послушает Господь.» - пишет преподобный Силуан Афонский. «Когда во время молитвы мысль отбежит - возврати ее. Опять сбежит - опять возврати. Так каждый раз. Всякий раз, что прочтено будет во время отбегания мысли, и, следовательно, без внимания и чувства, незабывай перечитывать. И хоть бы твоя мысль несколько раз отбегала на одном месте, несколько раз читай его, пока не прочтешь с понятием и чувством» - советует Святитель Феофан Затворник. И еще совет этого святого: «Иное слово так сильно подействует на душу, что душе не будет хотеться простираться далее в молитвословии, и хотя язык читает молитвы, а мысль все отбегает назад, к тому месту. которое так подействовало на нее. В таком случае остановись, не читай далее, а постой вниманием и чувством на том месте, попитай ими душу свою, или теми помышлениями, которые оно будет производить. И не спеши себя отрывать от этого состояния, так что, если время не терпит, оставь лучше недоконченное правило, а этого состояния не разоряй. Оно будет осенять тебя, может быть, и весь день, как Ангел - хранитель!» Заканчивают молитвы благодарением Богу за дарованное общение. Постарайтесь запомнить и сохранить чувства, возникшие во время молитвы. Подумайте, что вами совершено и к чему это обязывает. Начиная повседневные дела необходимо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течении дня, попросить у Бога благословения и сил, чтобы следовать его воле. Молитва - это дар Бога человеку. Поэтому молитесь с благодарностью и радостью. Святой праведный Иоанн Кронштадтский предупреждает: «Молитва принужденная развивает ханжество, делает неспособным ни к какому занятию, требующему размышления, и делает человека вялым ко всему, даже к исполнению должностей своих. Это должно убедить всех, таким образом молящихся, исправить свою молитву. Молиться должно охотно, с энергией, от сердца. Ни от скорби, ни от нужды (принужденно) молись Богу, - каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением, ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кф. 9,7) «... Молясь за живых и умерших и называя их по именам надобно от всего сердца, с любовию произносить эти имена, как бы нося в душе те лица, имена коих поминаешь, ...памятуя, что они члены наши и уды (члены) Христова Тела (ср. Еф. 4,25,5,30). Нехорошо пред лицем Божиим только перебирать языком имена их, без участия и любви сердца. Надо помыслить что Бог зрит на сердце, что и лица, за коих мы молимся. также требуют от нас, по долгу любви христианской, братского сочувствия и любви. Великая разница между бесчувственным перечнем имен и между сердечным поминанием их: одно от другого отстоит как небо от земли. Но имя Самого Господа, Пречистой Его Матери, святых Ангелов и святых Божиих человеков по преимуществу надо призывать всегда от чистого сердца, с верою и любовию пламенною, вообще слова молитвы не надобно перебирать только языком, как бы перевертывая пальцем в книге листы бумаги или как бы отсчитывая монету; надо, чтобы слова выходили как ключ живой воды из родника своего, - чтобы они были искренним голосом сердца, не были чужою заимствованною одеждою, чужими руками». Не ограничивайтесь молитвой только за близких и дорогих людей. Молитва за тех, кто причинил огорчение вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей, делает вас сильнее. «Когда видишь в ближнем недостатки и страсти, - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, - молись о нем, молись о каждом, даже о враге своем». Не забывайте также о молитвах святым Ангелам. «Ангел» в переводе с еврейского «посланник», с греческого «вестник» - бестелесный разумный дух. Христианская Церковь всегда веровала в действительность ангельских духов, что отражено в молитве Символ веры: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым ...» Под «невидимыми» здесь подразумеваются ангелы. Ангелы наиболее близки к людям. Они возвещают намеренье Божие, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем. Невидимо охраняя нас днем и ночью Ангелы хранители не только наставляют нас на благие дела, но и помогают в них. С древних времен прославлен своими чудесами в ветхозаветных событиях и на Руси святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского «кто как Бог») - верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося Денницу с другими падшими духами. А к остальным Ангельским силам воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!» Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил - крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества, Рафаил - врачевание Божие, целитель человеческих недугов. Уриил огонь или свет Божий, просветитель. Селафиил - молитвенник Божий, побуждающий к молитве, Иегудиил - славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги, Варахиил - раздаятель благословления Божия на добрыя дела, испрашивающий людям милости Божий, Иеремиил - возвышение к Богу. «Святый Ангел хранитель, моли Бога о нас!» - вот первая наша молитва к Ангелу хранителю. Образно говоря, Ангел - хранитель - друг, данный нам Богом. Голос Ангела хранителя дает ответы на все наши трудности и вопросы. Всегда помните свое единство с Богом. Мира вам и Любви. |
Календарь
К нам заглянулоБаннеры сайтаВы можете использовать приведенные ниже баннеры для ссылки на сайт "https://pravoslavie-alt.ru/". Скопируйте фрагмент html-кода, и разместите его на вашем сайте, блоге, странице. А так же, пожалуйста, применяйте их при использовании нашего материала.
Об Алтае
|
|
|
Сайт создан по благословению Управляющего епархией епископа Барнаульского и Алтайского.
|
Почта сайта: |