Народное празднование Пасхи.
Русские
люди, всегда столь добрые и отзывчивые к несчастьям ближнего, особенно охотно
оказывают в день св. Пасхи благотворения и раздают щедрые пожертвования убогим,
сирым и несчастным, желая, чтобы светлый Христов праздник они встретили не в
скорби и слезах, а в радости и счастье. В некоторых же местах нашего отечества
держится обычай отпускать в Пасху на волю даже птичек. За последнее время в
некоторых городах укореняется похвальный обычай — собирать перед Пасхой
добровольные пожертвования на устройство разговения для бедных в Пасху, при
этом собирается значительная сумма. Вследствие этого для 6едняков Пасха
является поистине Светлым праздником, и они, выражая глубокую признательность
жертвователям, проводят дни этого «праздника праздников» в сравнительном
довольстве. Нельзя не пожелать,
чтобы этот обычай распространился повсюду, где есть 6едняки.
Праздник Пасхи на Руси представляет собой
самое радостное и торжественное празднество. Не напрасно наши предки обставили
этот праздник особенными верованиями и обычаями, доселе живущими в народном
быту. Праздник весны и пробуждение природы, соединяясь с великим
религиозным пасхальным торжеством, дает
ему особую прелесть и обаятельность: природа в это время, по народному
убеждению, как бы сочувствует воскресению Спасителя и выражает эту радость в
своих явлениях. Так, предки наши вполне были уверены, что в Светлое Воскресение
вспышка утренней зари на востоке небосклона бывает краснее, розовее, чем в
другие дни, что солнце, при своем восхождении, трепещется, играет. По народному
верованию, на первый день Пасхи отворяется пресветлый рай, и врата его остаются
отверстыми во всю Светлую седмицу; поэтому всякий, умирающий в Светлую седмицу,
признается святым, душа его прямо входить в Рай. Мысль эта легко родилась в уме
народном частью под влиянием священных песен, возвещающих всеобщее прощение,
частично под влиянием обычая открывать в храмах во всю Пасхальную седмицу
царские врата, знаменующего собою "отверстие небес". В Требнике при
объяснении того, почему из обычного чина отпевания усопших очень немногое
удерживается при погребении их во дни Пасхи, сказано, что "в покаянии
умерший (в эти дни), аще и неудовлесотворил есть о своих согрешениях, молитвами
церковными оставляется ему и от удержания свободится". С мыслью об
отверстом Рае тесно связаны: суеверное мнение, против которого еще в XVI веке
выступал с обличительным словом Максим Грек, будто бы во всю Светлую седмицу
солнце не заходит, и вся седмица представляет как бы один продолжительный
день, — и чисто языческое верование, что именно в эту благодатную пору светлые
боги сходят с неба на землю и даруют ей плодородие.
По
народным сказаниям, с первого дня Пасхи и до Вознесения Господня, Спаситель с
апостолами странствует по земле в нищенской одежде, испытывает людское
милосердие, награждает добрых и карает злых. Верование в странствование по
земле Христа Спасителя вышло из Евангельских сказаний, часто упоминающих о
явлениях Богочеловека по воскресении Его из мертвых. Эти народные воззрения на
праздник Воскресения Христова выражались, как в древности, так и теперь, и в
самом его препровождении. В древней христианской Церкви праздник Воскресения
Христова преимущественно посвящался благотворительным делам. У нас на Руси во
время Пасхи государи посещали больницы, богадельни, пленных иностранцев,
колодников и с пасхальным приветствием наделяли их одеждой, деньгами, пищей.
Вообще, всю Светлую седмицу, наши предки посвящали молитвам, путешествию по
ближним и дальним монастырям, щедрой раздачей милостыни нищим и увечным. И
теперь во всю седмицу со стола не снимаются яства и радушно предлагаются
каждому страннику и нищему. Но из всех пасхальных обычаев—самый
распространенный и издревле глубоко вошедший в русскую народную жизнь, —
употребление на Пасху крашеных яиц. Помимо употребления яиц при христосовании,
простой народ употреблял их, как символы всего жизненного и цветущего в
природе. Пасхальное яйцо, особенно первое, полученное после христосования, в
глазах народа имеет полусуеверное значение; его тщательно берегут, как
талисман, с помощью которого отыскивают клады, освобождаются от несчастий,
пожара, грабежа, болезней. С ним идут на кладбища христосоваться с покойниками,
в полной уверенности, что умершие услышат их привет, когда с ними будет это яйцо.
С пасхальным яйцом идут в поле сеять хлеб, в твердой надежде на урожай. При
посеве конопли в некоторых местах закусывают пасхальным яйцом, а скорлупу
разбрасывают по полю, приговаривая: „роди, Боже, конопли билы, якъ яйцо".
В день Вознесения ходят на поля и подкидывают кверху красные яйца, чтобы и рожь
так же высоко поднялась и вознеслась, как подброшенное яйцо. В хороводных играх
и песнях на дни св. Николая и Пятидесятницы яйца пасхальные играют роль, как
символ плодородия и обновления воскресшей природы. С окончанием же весны
прекращается символическое употребление в народе яиц. Издавна также у русского
народа яйцо, особенно на праздник Пасхи, служит своего рода игрушкой: оно
употребляется для катанья, битков и других развлечений. Впрочем, такого рода
обращение с пасхальным яйцом и в древности не считалось приличным и уместным,—
почему в монастырских указах XVII века, за подписью настоятелей и епископов,
наряду с другими суевериями, запрещается крестьянам, как дело противное вере и
обидное для важности праздника, биться яйцами. И в настоящее время пастыри
Церкви заботятся путем назидания и увещевания об искоренении обычаев,
соединенных с употреблением пасхальных яиц - употребление это бывает соединено с суевериями, противными духу
христианского учения, а точно также, конечно, и со всякого другого рода
суеверными воззрениями и обычаями, приуроченными к празднику св. Пасхи.