Неделя 1-ая Великого Поста
Торжество Православия.
Торжество Православия
совершается в
первую Неделю (воскресенье) Великого поста.
Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами
православия – иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на св. писании и
утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но
иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим
странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников.
Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые
боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа,
Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих
православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и
мощи святых сжигались.
После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон,
наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из
темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а
иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить
церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не
чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да
будет проклят!».
Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же
особое праздничное богослужение. Православие было торжественно
восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое
воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так
появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В
XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других
текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет
собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и
расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании,
но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благославляются
не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере
и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования.
Анафема - провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто
совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.
В России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого
синодика этого чина с прибавлением сначала имен «новых еретиков», как например,
Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена:
Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и
др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII в. чин
Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и
С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен,
которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников
и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767
г. Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения
часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами
Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин был существенно
сокращен в 1801 г., в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен
еретиков. Чин оставался без переработки до 1869 г., когда из него были убраны
имена государственных преступников.
Предание анафеме не является проклятием. При покаянии и достаточных основаниях
анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти. Важное значение
для Русской Православной Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971
г.
zavet.ru