О постах и праздниках
В среду и пятницу в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок, православные христиане соблюдают пост. В эти дни полагается вкушение только растительной пищи.
Кроме того, в году имеются четыре многодневных поста. Подготовка к важнейшему из них — Великому, открывается сплошной седмицей мытаря и фарисея.
В эту седмицу в среду и пятницу поста нет. Следующая за ней седмица — обычная, но по окончании ее — заговенье на мясо. В этот день последний раз перед Великим постом вкушаем мясо. Следующая седмица — сплошная сырная. На всем ее протяжении, включая среду и пятницу, вкушаем молочные продукты и яйца. Оканчивается она заговеньем на Великий пост, наиболее строгий и значительный из всех постов.
В этом посту во все дни разрешается только растительная пища. На праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и на Вход Господень в Иерусалим разрешается рыба. Не разрешаются в Великом посту: мясо, молоко, яйца, сыр, сметана, творог, животное масло, колбасы и т. д.
Особенно усердно и ревностно положено поститься в 1-ю, 5-ю и Страстную седмицы, а в Великую Пятницу — в день всеобщей скорби христиан о Распятом Спасителе, не полагается вкушать пищи до вечера.
По наступлении важнейшего христианского праздника Пасхи — Светлого Христова Воскресения, следует сплошная пасхальная седмица. В эту седмицу пост в среду и пятницу вообще отменяется («разрешение на вся»).
В следующий за ней период от Антипасхи до праздника Пятидесятницы пост в среду и пятницу возобновляется, но в эти дни уставом разрешается рыба.
Вслед за праздником Святой Троицы (Пятидесятницы) перед Петровым постом наступает сплошная Троицкая седмица.
В эти дни снова отменяется пост в среду и пятницу.
Перед праздником святых апостолов Петра и Павла — время Петрова поста. Он менее строг, чем Великий. Во все дни этого поста, кроме среды и пятницы, разрешается растительное масло и рыба. В самый же праздник апостолов Петра и Павла — разрешение поста.
Следующий пост — Успенский, с 1(14) августа по 14 (27) августа — краткий, но по строгости подобен Великому посту.
Наконец, четвертый многодневный пост — Рождественский, он предваряет праздник Рождества
Христова и продолжается 40 дней. Во все дни этого поста, кроме среды и пятницы, разрешается рыба и растительное масло. Начинается он 15 (28) ноября и заканчивается 24 декабря (6 января) Рождественским сочельником — днем особо строгого поста. В сей день, христиане вкушают пищу только после появления первой вечерней звезды. Варят сочиво (коливо) — кашу с медом и изюмом. В следующий день — Рождества Христова 25 декабря (7 января) полагается разрешение поста, независимо от того, на какой день недели этот праздник приходится.
За Рождеством наступают Святки — дни радости христиан о воплотившемся Спасителе. В этот период от 25 декабря (7 января) до 4 (17) января в среду и пятницу поста нет. Оканчиваются Святые дни крещенским сочельником 5 (18) января, постным днем, по строгости подобным сочельнику рождественскому.
6 (19) января — двунадесятый праздник Крещения Господня, Богоявления. В этот день поста нет, даже если он пришелся на среду или пятницу. Далее восстанавливается обычный ритм поста в среду и пятницу вплоть до Недели мытаря и фарисея.
Кроме того, днями строгого поста (но с разрешением постного масла) являются праздники Усекновения главы Иоанна Предтечи — 29 августа (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня — 14 (27) сентября.
Кроме вышеперечисленных, в праздники Сретенья Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Покрова. Введения Ее во храм, Успения, в праздники Рождества Иоанна Предтечи, апостола Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, разрешается рыба.
В случае невозможности придерживаться уставной строгости поста необходимо обратиться к священнику для согласования с ним меры послабления.
Когда не совершается таинство брака {венчание)
Не совершается по вторникам и четвергам (накануне среды и пятницы), ибо предстоящая ночь —постная. По этой же причине не совершается венчание в субботу, ибо эта ночь на воскресенье посвящена Богу.
Таинство брака не совершается в Великопостный период, начиная с мясопустной субботы, в течение сырной седмицы, самого Великого поста и последующей светлой Пасхальной седмицы.
Также венчание не совершается: в Петровом посту с 26 мая (8 июня) по 30 июня (13 июля), в Успенском посту с 31 июля (13 августа) по 16 (29) августа, в Рождественском посту и на Святках с 13 (26) ноября по 7 (20) января.
Кроме этого, браковенчание не совершается накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников и в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи — 29 августа (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня — 14 (27) сентября.
Дни особого поминовения усопших
Вселенская родительская (мясопустная) суббота — суббота перед Великим постом. Суббота 2-й седмицы Великого поста Суббота 3-й седмицы Великого поста Суббота 4-й седмицы Великого поста Радоница — первый вторник после Святой Недели. Суббота Троицкая — суббота перед праздником Святой Троицы.
20 октября (2 ноября) — Суббота Димитриевская
Из проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Великий пост — это время наших усиленных молитв, в которых мы будем просить Бога, чтобы Он принял наше покаяние и простил бы наши грехи.
Будем умолять Господа, чтобы Он Своей милостью укрепил наши слабые силы на пути к вечной жизни.
В эти дни спасительной Четыредесятницы мы будем искать себе прощения в грехах, которых у всех нас, к сожалению, великое множество.
Тут и явные наши грехи, совершенные нами на глазах окружающих, и грехи тайные, проявляемые в наших мыслях и намерениях .и ведомые одному только Богу.
В эти великопостные дни мы будем слезно молить, настойчиво просить Бога простить нас.
Но мы, дорогие мои, должны заслужить того, чтобы Господь услышал эти наши молитвы. Чтобы дошли до Его слуха стенания нашей души. А для этого прежде всего мы должны научиться сами прощать наших ближних.
В молитве святого Ефрема Сирина, которую мы уже начали читать за нашими богослужениями и будем читать весь пост, есть замечательные слова: «... даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего...»
Тот, кто не чувствует своих грехов, начинает замечать грехи других людей и впадает в тяжкий грех осуждения. Поэтому и просит преподобный Ефрем Сирии: даруй мне видеть мои собственные грехи и не грешить осуждением ближнего. Это, дорогие мои, надо нам хорошо понять и не просто творить поклоны, но осознавать, с какой просьбой мы обращаемся к Богу.
Нам необходимо научиться постоянно анализировать свои собственные поступки и мысли. Надо знать свои пороки и грехи. Это сознание побудит нас просить у Бога помощи в деле покаяние. Только сознание своей греховности поможет нам изменить свою жизнь, если до сих пор мы находились в нераскаянности.
Пусть из сердца нашего изольется молитва: «Отче щедрый, не отврати Твоего лица от нас, хотя и грешных, но все же любящих Тебя и стремящихся к Тебе! Мы скорбим о своих согрешениях, своих падениях. Мы немощны и слабы. Скоро услыши нас, с покаянными слезами, с сокрушенным и смиренным сердцем обращающихся к Тебе, будь милостив к нам».
Святая Церковь пробуждает нас от греховного сна, вразумляет, ободряет, чтобы нам достойно совершить спасительный пост, исповедать свои грехи и приобщиться Святых Христовых Тайн в радость вечной жизни.
Дорожите, дорогие мои, долготерпением Божиим. Благодарите за то, что даровал Он нам еще раз вступить в святую Четыредесятницу. Но не забывайте о правосудии Божием. Да не случится с нами беда по нашему неразумию. Не откладывайте своего покаяния и исправления, чтобы не услышать нам горькие слова скорби Божией о нас: «Отойдите от Мене, вси делающие беззаконие!». Не забывайте, что спасается не тот, кто только по имени христианин, а тот, кто трудится над спасением своей души.
Как учится домашней молитве