Слово о суете жизни и покаянии
(Из творений преп. Ефрема Сирина)
Богатство преходит, слава исчезает, красота увядает, все изменяется и исчезает, как дым, проходит, как тень, изглаждается, как сон. Посему-то Соломон сказал: «суета суетствий и всяческая суета» (Еккл. 1,2). Посему-то и Давид воспевал, говоря: «образом ходит человек, обаче всуе мятется» (ПС..38,7). И действительно, всуе мятутся, которые любят хлопоты настоящей жизни. Действительно, всуе мятутся, всуе тревожатся, всуе волнуются, которые собирают и кладут в сокровищницы, что вскоре погибнет и чего невозможно им взять с собой. Ибо, все оставив, нагими, как родились, пойдем мы к страшному Судии: покинув все собранные нами сокровища, нагие, жалкие, унылые, омраченные, сокрушенные, уничиженные, для всех открытые, робкие, трепещущие, полупленные, смущенные, поникнув лицом в землю и закрывая его от стыда, - так пойдем, так явимся, так будем предстоять на оном великом, на оном страшном, нелицеприятном, неподкупном, непостижимом для нас судилище, где трепещут Ангелы, где поставлены страшные престолы, где читаются книги деяний, где река неугасимого огня, где немилосердный червь, где непроницаемая светом тьма, где хладный тартар, где не умолкающее сетование и скрежет зубов, где непрестанные слезы, где немолчные воздыхания, где безутешный плач, где место не смеху, но рыданию, где место не восклицаниям, но трепету, где место не радованию, но воздыханию, где место не забав, но суда.
Послушаем, что говорит Даниил: «3рех в видении нощию, дондеже престола поставишася, и Ветхий деньми седе, престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящ Река огненная бяше пред Ним; тьмы тем служаху Ему: судите себе, и книги отверзошася. Вострепета дух мой. Аз Даниил видяй, и видения главы моея смущахумя» (Дан. 7,2,9,10,15). Пророк в видении, созерцая будущий суд, пришел в страх и ужас. Что же потерпим мы, когда испытаем самую действительность, когда все, от востока солнца и до запада, предстанем обнаженными, показывая всякому на вые своей бремя грехов?
Где тогда родители, где братья, где отец, где матери, где друг, где сосед, где пышность царей, где власть князей, где самоуправство, где горделивость судей, где тогда рабы, где рабыни, где убранство одежд, где щегольская обувь, где украшение перстней, где шелковые, где льняные тонкие ткани, где мясные яства, где пышность золота, где бряцание серебра, где роскошь, где изобилие вина, где кони, где сады, где убранные и раскрашенные дома, где сберегаемые сокровища, где изукрашенные ложа, где укоряющие бедных и ведущие себя, как бессмертные, где пренебрегающие находящихся в нужде, где почитающие себя мудрыми, где пиющие вино и предающиеся роскоши, где всегда смеющиеся и осмеивающие благоговейных, где небрегущие о страхе Господнем, где гнушающиеся Богочестием? Где будут в оный час неверующие мучениям и ведущие себя, как бессмертные? Где будут рассуждающие: «да ямы и пиемы, утре бо умрем» (1 Кор. 15, 52)? Где будут говорящие: «дай мне сегодня, и возьми себе завтра». Где рассуждающие: «насладимся здешним, а что до тамошняго, увидим еще»? Где рассуждающие: «Бог человеколюбив и не наказывает согрешающих?»
О, как будут каяться рассуждающие так! Сколько будут терзаться, и не будет милующего их. Как будут воздыхать, и не будет избавителя. Не раз, терзая сами себя, скажут они: «горе нам: сами над собою посмеялись мы! Нас учили, и мы не внимали; нас увещавали, а мы слушали с пренебрежением; нам доказывали, и мы не верили,- слушая Писаний, сами себя обманывали. Праведен Божий суд! Подлинно, достойное и праведное несем наказание. Подлинно, по делам своим восприемлем мы! Горе нам, потому что терпим мучение за временное и нечистое удовольствие. И в продолжение краткого времени, не захотев быть рачительными, осуждаемся на вечный огнь. Ради маловажной, низкой для человека славы утратили истинную славу. За малое наслаждение лишены райских утех. Ради гибнущего богатства утратили богатства царствия. Наслаждались мы в суетном веке, а не насладившиеся в оном веселятся теперь, постившиеся утешаются, соблюдшие себя в чистоте ликуют в небесном чертоге, плакавшие краткое время радуются вечно, пренебрегшие земным восприяли небесное. Одни мы несчастные достойно преданы на мучение; вопием теперь и нет спасающего...
Итак, чтобы и нам в будущем веке не сказать с ними безрассудными чего-либо подобного, предварим кончину свою, предупредим расхитителя душ наших, потечем, пока есть еще время: воздохнем, принесем покаяние; возбудим себя, умоляю вас, от сна лености нашей, свергнем с себя тяготу нерадения, возденем руки к Моryщему спасти и скажем: «Иисусе Христе! спаси, погибаем!» Поспешим покаяться, пока солнце не достигло запада, пока дверь не затворена. После того, как наступит ночь, никто уже не работает. После того, как торжище жизни прекратится, никто уже не занимается куплей. После того, как зрелище кончилось, никто уже не увенчивается, никто не начинает борьбы, никто не вступает в сражение. Потому, умоляю вас, поспешим! Поспешность нужна нам, братия; великая нужна поспешность, чтобы достигнуть и чтобы, ударив в двери, не услышать и нам: "Не вем вас" (Мф. 25, 12). Ускорим шествие, придем в чувство; ибо как часто бесчестим мы Владыку! как часто огорчаем Благодетеля! Он благодетельствует нам, а мы ежедневно оказываемся неблагодарными. Он ушедряет, а мы отвергаем щедроты Его. Он питает нас, покровительствует нам, промышляет о нас, а мы, ежедневно преступая заповеди Его, не чувствуем стыда. Устыдимся же, наконец. Ибо время близко, наступил уже день; и мы должны дать Ему отчет за всю жизнь свою. Прекратим, наконец, непомерную роскошь, гнусный смех, чтобы не плакать нам горько. Перестанем, наконец, злословить, обижать, ненавидеть братии. Перестанем собирать сокровища, жить распутно, предаваться блуду. Будем проводить время в молитвах, в прошениях, в постах, в покаянии и покажем новую измененную жизнь. Исповедуем грехи свои, обратимся, братия, потому что время обращению, покаемся, потому, что время покаянию и многим слезам. Покажем пред Богом заботливое покаяние, покажем, что помышляем мы о дне суда, что грех нам уже ненавистен, что намерения наши исправились. Умоляю вас, потрудимся здесь немного, чтобы там не быть наказанными много. Будем подвизаться временно, чтобы не мучиться вечно. Время близко, а суд долог; конец близок, страх велик, и нет освобождающего. Ибо каждый взыщет того времени, которое расточил худо, и не найдет его; не будем обманывать самих себя. Положим, что мы и наслаждаемся, положим, что мы и обогащаемся пять, десять или сто лет; но за этим - старость; и что же за ней? Безсилие. После же того оный страшный час, которого все ожидаем и трепещем и о котором нерадим.
Не будем обманывать себя, братия; есть суд и вечное мучение и огнь неугасимый, и червь не умирающий, и тьма кромешная, и тартар, и скрежет зубов, и плач, как обо всем этом напоминает Господь в Евангелиях; а Он не лжет: «небо и земля мимо идут, словеса же Моя не мимо идут» (Мер. 24, 35). Посему убоимся и вострепещем все мы, жившие доселе во грехах, и постараемся, чтобы за покаяние сопричли нас со святыми. Не говори мне: «крал, убивал я, - не приемлет меня Бог, прелюбодействовал я, - Бог не услышит меня»: Не говори ничего подобного! Бог всех приемлет как разбойника, как блудницу, как мытаря. Воспрянем только от сна, умоляю вас, не поленимся ударять в дверь покаянием, говоря: «Отверзи нам, Владыка, отверзи нам недостойным, смиренным и грешным ради святого Твоего имени; умилостивись, не заключай дверь! Не лиши нас милосердия Твоего, славы Твоей, царствия Твоего; потому что Ты - Бог нам нищим и безнадежным, и Твое царство, и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков! Аминь.
Поминовение усопших