|
|
Воскресение Иисуса Христа
И вот сделалось великое
землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень
от двери гроба и сидел на нём; вид его был, как молния, и одежда его бела, как
снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мёртвые.
Евангелие от Матфея 28 : 2-4
Светлое Христово Воскресение
В ряду подвижных Господних праздников Праздник Пасхи
занимает центральное место, а в ряду всех христианских праздников Пасха
Христова есть высочайший, радостнейший и торжественнейший праздников праздник и
торжество торжеств. Светлый праздник Воскресения Христова
наименован Пасхой по внутреннему соотношению с ветхозаветным праздником Пасхи,
который, в свою очередь, так был назван в воспоминание того события, когда при
исходе евреев из Египта Ангел, погублявший первенцев египетских, видя кровь
пасхального жертвенного агнца на дверях еврейских жилищ, проходил (евр.«песах») мимо, оставляя неприкосновенными первенцев еврейских. название «Пасха»
произошло от древнееврейского passah, что означает
«переходить». Сообразно с этим ветхозаветным воспоминанием и Праздник
Воскресения Христова, обозначая прохождение от смерти к жизни и от земли к
небу, получил наименование Пасхи. Светлое Христово Воскресение — самый великий и торжественный
праздник православных христиан. В этот день исполнилось древнее предсказание
иудейских пророков, и Спаситель воскрес из мертвых. Это чудесное событие
вызвало благоговейный трепет у учеников Христа, укрепило их веру и повергло в
ярость фарисеев, повелевших стражникам распространить слух о похищении Тела Господня.
Воскресение Иисуса знаменует для христиан победу бессмертной души над бренной
плотью, торжество веры и вечной жизни. Приняв мученическую смерть, Он своей
кровью искупил все грехи человечества. Именно поэтому светлый праздник Пасхи
так много значит для верующих. Обычай праздновать новозаветную Пасху
был установлен учениками Спасителя в первые десятилетия христианства в память
о Его Воскресении. Долгое время велись споры о том, в какой день следует
отмечать это событие. На I Вселенском соборе в 325 году было принято решение
праздновать христианскую Пасху в воскресенье, следующее за первым мартовским
полнолунием и весенним равноденствием. Сразу по окончании полунощницы Великой
субботы во всех православных храмах звучит торжественный благовест, возвещающий
начало крестного хода. В это время священники в сопровождении верующих,
несущих зажженные свечи, обходят вокруг церкви и останавливаются у ее закрытых
дверей. Затем при пении пасхального тропаря двери открываются, священник входит
в храм и приветствует верующих словами «Христос воскресе!». Ответный возглас
«Воистину воскресе!» знаменует собой начало пасхальной утрени. На литургии читают Святое
благовествование на русском, церковнославянском, латинском и греческом языках.
Церковные колокола при этом звонят перебором. Торжественная пасхальная литургия
сопровождается благозвучными песнопениями. По окончании литургии в церкви освящают
куличи, пасхи и крашеные яйца. Только после этого православные христиане могут
разговеться, завершив Великий пост. В старину на Пасху было принято помогать
сиротам, нищим и обездоленным, делиться с ними освященными куличами.
Благочестивые правители в этот день открывали двери тюрем и дарили свободу
заключенным. С глубокой древности до нас дошел обычай
христосоваться на Пасху: обмениваться крашеными яйцами и троекратными поцелуями.
Начало этой традиции положила Мария Магдалина, когда со словами «Христос
воскресе!» преподнесла римскому императору Тиберию красное яйцо,
символизировавшее Воскресенье и новую жизнь. Воскресением Господа Иисуса Христа из мертвых завершился
Богочеловеческий подвиг спасения, воссоздания человека. Воскресение явилось
свидетельством того, что Иисус Христос есть истинный Бог и Господь, Искупитель
и Спаситель. Христос умер плотию, но плоть Его соединена в одну Ипостась
неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно с Богом Словом. Христос воскрес,
ибо смерть не могла удержать в своей власти тела и души Христовых, находящихся
в ипостасном единстве с Источником вечной жизни, с Тем, Кто по Своему Божеству
есть Воскресение и Жизнь. В Домостроительстве спасения Воскресение
Христово есть явление Божественного всемогущества: Христос по смерти Своей
сошел во ад, «яко восхоте», ниспровергнул смерть, «яко Бог и Владыка». Воскрес
тридневен и с Собой воскресил Адама и весь человеческий род от адовых уз и
тления. Сломив врата (твердыню) смерти, Христос показал путь к жизни вечной. Иисус Христос воскрес, как начаток
умерших, перворожденный из мертвых (Кол. 1,18). Воскреснув, Он освятил,
благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые восстанут от земли
во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос. Воскресение Господа Иисуса Христа
свидетельствует, что Он воистину есть Сын Божий — «воскрес яко Бог». Оно
открыло славу Его Божества, сокровенную до того под покровом уничижения. Тело Иисуса Христа восстало во славе. В
Нем совершается великое и спасительное новотворческое действие. Он в Себе Самом
обновляет наше естество, подпавшее тлению. Воскресением Господа завершается победа
над грехом и его следствием — смертью. Ниспровергнута смерть. Отвергнуто,
осуждено древнее осуждение смерти. Расторгнуты узы ада, и мы избавлены от адова
мучительства. Смерть после Воскресения Христова не обладает благочестиво
жившими и умершими, ибо Христос предразорил державу (власть) смерти Своей
смертью и подал жизнь в Воскресении. Христос воскрес, победив смерть. Но и
после Его Воскресения смерть в человечестве временно еще продолжает уносить
свои жертвы. Но она только переплавляет сосуд нашей души — тело для воссоздания
в день воскресения в новом, духовно обновленном виде. И так как плоть и кровь
не могут наследовать Царствия Божия и тление не наследует нетления, то наша
душевно-телесная жизнь есть только зерно для посева, которое должно согнить — в
смерти, чтобы дать колос — новую жизнь. Наше тление в смерти есть путь к
нетлению. Как Христос умер по плоти и ожил духом, так и мы освобождаемся Им от
закона греха и смерти по закону духа и жизни в Нем (Рим. 8, 2). Через Свое
Воскресение Христос соделал нас победителями смерти, и жизнью во Христе мы
получаем предначатки дарованного Его воскресением бессмертия нашему смертному
естеству: «Никто же да убоится смерти, — восклицает святой Иоанн Златоуст, —
свободи бо нас Спасова смерть». Поэтому так восторженна душа христианина в день Святой
Пасхи: спасительная и светозарная ночь Воскресения Христова является провозвестницей
будущего дня общего воскресения. Это — поистине Пасха великая. Пасха, двери
райские нам отверзающая, ибо проходит смерть, являются нетление и вечная жизнь. Живоприемное Христово Востание
просветило всю тварь. Христос озарил всю вселенную Божественными блистаниями
Своего Воскресения. Пасха есть древнейший праздник
христианской Церкви. Он установлен и праздновался уже в апостольское время.
Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания — о страданиях и о
Воскресении Христа и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению
и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника
употреблялись особые наименования — Пасха страданий, или Пасха Крестная, и
Пасха Воскресения. Сообразно с характером воспоминаний первые из этих дней
чествовались постом, вторые — торжественной радостью. Впоследствии эти дни
получили названия Страстной и Светлой седмиц. В первые века христианства Пасху праздновали
не везде в одно время. На востоке, в Малоазийских церквах, ее праздновали в
14-й день нисана (по нашему счету март — апрель), на какой бы день седмицы ни
приходилось это число. Западная Церковь совершала ее в первое воскресенье после
весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между Церквами в этом вопросе
была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. I
Вселенский Собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно
время. С древнего времени Православные Поместные Церкви определяют дату
празднования Пасхи по так называемой Александрийской пасхалии: после весеннего
равноденствия; последующим полнолунием; в первый за ним воскресный день; после
еврейской пасхи, то есть чтобы православная Пасха не совпадала с пасхой
еврейской, в пределах между 8 марта и 11 апреля (нов. ст.). На VI Вселенском
Соборе было разрешено другое разногласие о времени прекращения поста пред
Пасхой: было постановлено прекращать пост в средние часы ночи после Великой
субботы. Божественной славе Воскресшего Господа и
величию светлого праздника Пасхи соответствует высокая и особенная
торжественность, которой сопровождаются богослужения в первый день Пасхи и во
всю Светлую седмицу. Темные одежды священнослужителей сменяются светлыми. До начала
пасхального богослужения с вечера в храме читаются Деяния апостолов, как
составляющие непреложное свидетельство истины Воскресения Христова. До начала пасхальной заутрени храм, по
древнему обычаю, наполняется фимиамом в знак изобилия благодати, полученной
нами чрез Воскресение Христово. В древности для этого в храмах поставлялись
сосуды с горящими углями и благовонным фимиамом. Во время пасхального
богослужения в храмах зажигаются все светильники, и находящиеся в храме стоят
со свечами в знак полноты духовной радости. Со времени апостольского Церковь совершает пасхальное
богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь
своего избавления от египетского рабства, и христиане бодрствуют в священную и
предпразднственную и спасительную ночь Светлого Воскресения Христова. В конце литургии в день Пасхи, совершается освящение артоса. Артос (греч. — «хлеб») — это просфора
большого размера с изображением Креста или Воскресения Христова. Артос
полагается в день Пасхи на аналое в храме у местной иконы Спасителя вместе с
образом Воскресения Господня. В каждый день Светлой седмицы после литургии по
обычаю совершается крестный ход вокруг храма: с фонарем, хоругвями, Евангелием,
иконами Воскресения Христова и Пречистой Богородицы, с пением канона Пасхи.
Обычно обносят при этом и артос. В монастырях после литургии артос переносят в
трапезную при пении тропаря Пасхи, после трапезы бывает возношение артоса и
потом его снова переносят в храм при пении 9-й песни пасхального канона. В
Светлую субботу артос раздробляется при чтении положенной молитвы и дается
верующим после литургии как великая святыня церковная для вкушения прежде
принятия обычной пищи. Исторически употребление артоса возникло
в подражание апостолам, которые, навыкнув вкушать трапезу вместе с Господом,
представляли себе Его присутствующим среди них. Вместе с тем артос напоминает,
что Иисус Христос Своей Крестной смертью и Воскресением сделался для нас истинным
Хлебом вечной жизни. Праздник Пасхи со времени его установления был светлейшим,
всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством. От дней апостольских христианская
Пасха, как и ветхозаветная, продолжалась семь или восемь дней, если считать все
дни непрерывного празднования Пасхи до понедельника по Неделе Фоме. Ибо таким
образом со Христом и мы вместе воскреснем и вознесемся. Воспоминая о великих
благодеяниях, оказанных роду человеческому воскресением Иисуса Христа, древние
христиане в великий праздник Пасхи простирали наиболее руки помощи и
благотворения меньшей братии Христовой, как-то: должникам, сирым, нищим и
убогим. Свидетельством древней христианской благотворительности во дни св.
Пасхи доселе осталось раздавание освященных обычных продуктов питания и
денежных пособий бедным, дабы тем самым сделать и их в этот светлый праздник
участниками радости, которая всегда есть плод милостей и благодеяний. В
богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день:
во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с
немногими изменениями и переменами. Древний святой обычай, сохраняемый и ныне
благочестивыми мирянами, есть тот, чтобы во всю Светлую седмицу не опускать ни
одного церковного Богослужения. Отцы Церкви и церковные правила повелевают
верующим во всю Светлую седмицу упражняться в храмах в псалмах, пениях и песнях
духовных, радуясь и торжествуя о Христе. Светлая седмица заканчивается на восьмой
день — в Неделю о Фоме, которая поэтому издревле составляла
особое торжество — как бы замену, повторение самого пасхального дня, отчего и
была названа Антипасхой. С этого дня начинается круг Недель и седмиц целого
года, поэтому Антипасха называется еще Неделей новой, Днем обновления,
Обновлением. Такие названия тем более приличны этому дню, что в день восьмой
Сам Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым Своим явлением
апостолам, в том числе апостолу Фоме, осязанием язв Господа удостоверившемуся
в действительности Его Воскресения, в воспоминание чего эта Неделя получила
также название Недели о Фоме (в просторечии Фомина Неделя, а также Радостное
воскресенье, Красная горка). Указывая на происходящее обновление
природы после зимнего сна, служба Недели о Фоме побуждает верующих пробудиться
от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды — Христу. В песнопениях этой
Недели Святая Церковь, указывая на радостную истину Воскресения Господа,
особенно обращает наш благоговейный взор на истину Его Божества и человечества. После Своего Воскресения Господь Иисус
Христос пребывал на земле сорок дней, являясь апостолам и поучая их тайнам Царствия
Божия. Поэтому Праздник Пасхи празднуется в течение сорока дней. После Пасхи, начиная с Недели о Фоме до
Пятидесятницы, насчитывается семь седмиц, а до отдания Пасхи — шесть. По своим воспоминаниям эти Недели и
седмицы по Пасхе относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа,
вознесшегося на небеса и ниспославшего Духа Святого на Своих учеников. Все недели по Пасхе, до отдания Пасхи,
имея каждая особое воспоминание, посвящены и воспоминанию Воскресения Христова,
что отражается в службах этих Недель и следующих за ними седмиц. После второй Недели и седмицы по Пасхе —
о Фоме — следует Неделя святых жен-мироносиц. В эту Неделю Церковь
воспоминает святых жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима —
тайных учеников Христовых, которые были свидетелями смерти и Воскресения
Господа. Воспоминая свидетелей погребения и Воскресения Господня, Церковь своим
богослужением поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают
Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают
Тело Иисуса Христа и где затем мироносицы первыми удостаиваются видеть
Воскресшего Господа. Церковь воспевает в этом богослужении Крест и спасительную
смерть Господа, славное Его Воскресение, а потом уже святой подвиг веры и любви
учеников и учениц Господних, напоминая, что первым и преимущественным предметом
воспоминания и прославления должен быть и теперь, как всегда, Сам Господь,
пострадавший за нас и воскресший.
|
|
|