Первая седмица Великого поста.
Первая седмица (неделя) Великого поста - по православной традиции, время особо усердной молитвы и говения.
Первый день Великий поста называется "Чистый понедельник".
Название «Чистый понедельник» происходит от стремления провести первый день поста в чистоте. Литургически этот день начинается накануне вечером, в воскресение, когда во всех Православных храмах совершается чин вечерни, по окончании которого совершается, так скажем, церемония взаимного прощения. Все присутствующие в храме кланятся и просят у друг друга взаимного прощения. Таким образом, христиане начинают Великий пост с чистой совестью, с прощения и с новой христианской любовью.
В «Чистый понедельник», как и в последующие 2 дня, соблюдается очень строгий пост. По возможности, Верующие стараются воздерживаться от пищи, усерднее молиться, бороться с греховными страстями.
В первые четыре дня седмицы вечером за богослужением (на повечерии) в храмах читается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского. Это богослужебное последование содержит 250 тропарей; оно пронизано чувством покаяния пред Богом, осознания человеком своей греховности; эта главная тема раскрывается в каноне путем обращения к образам из Ветхого и Нового Завета, к примерам жизни святых. С понедельника по четверг первой седмицы канон читается по частям; полностью его прочтение совершается на утрени в четверг пятой седмицы Великого поста.
Утром в среду первой
седмицы впервые совершается особое богослужебное последование -
Литургия Преждеосвященных Даров. Во время поста с понедельника по
пятницу (кроме
праздника Благовещения)
Божественная литургия не совершается; поэтому на протяжении поста
еженедельно в среду, пятницу и еще несколько дней
совершается последование Литургии Преждеосвященных Даров, на
которой верующие могут причаститься Святых Христовых Тайн
(название объясняется тем, что Тело Христово - Агнец -
приготовляется заранее в воскресный день за Божественной литургией,
пресуществляется, затем наполняется Кровью Христовой и
сохраняется на престоле в храме соответственно до среды или
пятницы).
В практике отечественного благочестия верующие старались посвятить
целиком одну из седмиц Великого поста (часто первую)
постоянному посещению храма, усердному говению, чтобы в конце
седмицы (в субботний или воскресный день) исповедаться и
причаститься Святых Христовых Тайн. Те, кто говел в первую
седмицу, обычно причащались в субботу, когда Церковь
совершает особое
празднование памяти великомученика Феодора Тирона.
Трапеза.
Первая седмица - время
наиболее строгого соблюдения поста, исключающего из рациона мясные,
молочные, яичные и рыбные блюда. Монастырские уставы предписывают в
первую седмицу Великого поста даже не вкушать растительного масла (так
называемое сухоядение).
Неделя 1–я Великого поста (первый воскресный день поста) – Торжество Православия. Церковь вспоминает окончательную победу православного вероучения над ересью иконоборцев (боровшихся с почитанием святых икон) в 843 году. В храмах после Божественной литургии совершается особый чин Торжества Православия.
Вторая седмица Великого поста.
Церковь рекомендует исключать из пищи все мясные, молочные, яичные и рыбные блюда. Однако в духовных учебных заведениях по благословению священноначалия после первой седмицы и до начала Страстной седмицы (недели перед праздником Пасхи), исключая седмицу после третьей Крестопоклонной недели Великого поста, разрешается вкушение рыбы - кроме сред и пятниц. Несомненно, что такое послабление вполне применимо и для людей, занимающихся напряженным умственным или физическим трудом, а также - для не отличающихся крепким здоровьем.
Суббота 2-й седмицы - день поминовения усопших.
В Неделю 2-ю Великого поста (второй воскресный день поста) Церковь молитвенно воспоминает святителя Григория Паламу, жившего в XIV веке - ревностного поборника монашеской жизни и духовного делания, выразителя особого церковного учения о Фаворском свете - нематериальном благодатном Небесном свете, которым просиял Господь при Преображении на горе Фавор; это - учение о возможности для человека стяжания благодати Святого Духа, о путях к этому - молитве и доброделании, к чему верующие особенно призываются Церковью в дни поста.
Третья седмица Великого поста.
Церковный устав третьей седмицы Великого поста полностью аналогичен Второй седмице поста.
Суббота 3-й седмицы - день поминовения усопших.
Неделя 3-я Великого поста (третье воскресный день поста)- Крестопоклонная.
Поклонение Кресту Господню,
совершаемое в этот воскресный день, напоминает нам о том, что путь к
Воскресению - только через Крест, и спасение души невозможно без
борьбы с грехами и страстями, без претерпения скорбей и страданий. В субботу
на всенощном бдении на середину храма выносится Крест и
совершается благоговейное поклонение ему; обратно в алтарь Крест уносится
лишь в пятницу четвертой седмицы.
Четвертая седмица Великого поста. Крестопоклонная.
Продолжается воздержание от пищи, содержащей мясо, молоко, яйца, или рыбу.
<
Суббота 4-й седмицы - день поминовения
усопших.
В Неделю 4-ю Великого поста (четвертое воскресный день поста) Церковь совершает память преподобного Иоанна Лествичника (около 570-649 гг.), подвижника, проведшего всю жизнь в монашеских подвигах. Главный памятник его жизни - "Лествица" (лестница) - написанное им руководство для восхождения к духовному совершенству.
Пятая седмица Великого поста.
В трапезе используются продукты, несодержащие мяса, молока, яиц, рыбы.
На 5-й седмице Великого поста утреня четверга (обычно совершается в храмах в среду вечером) именуется "стоянием Марии Египетской". На этой службе полностью прочитывается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского, а также читается житие преподобной Марии Египетской - великой грешницы, чудесно обратившейся к Богу и проведшей всю жизнь в подвиге покаяния. Это житие - пример глубины греховного падения и благодатного восстания, указание на то, что истинное покаяние и жизнь в Боге искупает и самые тяжкие грехи, может возвести кающегося грешника на высоту духовного совершенства.
7 апреля - Благовещенье Пресвятой Богородицы (великий двунадесятый праздник).
В этот день Церковью разрешается кроме постной пищи (не содержащей мяса, молока и яиц) вкушать и рыбные блюда.
Суббота 5-й седмицы - Суббота акафиста.
На утрени совершается особое молебное пение, восхваляющее Пресвятую
Богородицу - Акафист (позднее по его образцу стали составляться и
другие акафистные пения).
В
Неделю 5-ю Великого поста (пятое
воскресный день поста) Церковь совершает память преподобной Марии
Египетской.
Шестая седмица Великого поста.
6-я седмица Великого поста завершается Лазаревой субботой и двунадесятым праздником Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье).
Вход Господень в Иерусалим,
Вербное воскресенье (великий двунадесятый праздник).
Праздник отмечается в воскресный день за неделю до празднования Светлого
Христова Воскресения, в память о торжественном Входе Господа Иисуса
Христа в Иерусалим - главный город Святой Земли - накануне Его Крестных
страданий.
Накануне Господь Иисус Христос совершил чудо воскрешения святого
праведного Лазаря, жившего вместе со своими сестрами Марфой и Марией в
селении Вифания близ Иерусалима и скончавшегося за четыре дня до прихода
Господа в Вифанию (поэтому субботний день, предшествующий Вербному
воскресенью, именуется Лазаревой субботой). На следующий день
Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке, приветствуемый множеством
людей, узнавших о чуде воскрешения Лазаря. Народ постилал на Его пути
свои одежды и ветви деревьев, торжественно восклицая:"Осанна (спасение) Сыну
Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!" - так у
евреев было принято встречать царей и победителей. Однако это торжество является
на самом деле предвестием страданий Спасителя: эти же люди, ныне
торжественно встречающие Христа, всего лишь через несколько дней будут
кричать римскому правителю Пилату: "Возьми, возьми, распни Его!" и
произнесут страшное проклятие на свой народ:"кровь Его на нас и на детях наших"
(Мф. 27, 25). По церковной традиции, в этот день в храмах верующие, как бы
встречая невидимо грядущего Господа, стоят на богослужении с веточками
верб в руках (отсюда и другое название праздника - Вербное воскресенье).
Вербы заменяют собой вайя - пальмовые ветви, которые держали в руках встречавшие
Христа жители Иерусалима. Накануне праздника, на всенощном бдении в субботу,
вербы освящаются окроплением святой водой после прочтения особой молитвы.
В Лазареву субботу Церковь разрешает употреблять в пищу, кроме постных блюд (не содержащих мяса, молока, яиц, рыбы), еще и рыбную икру, а в праздник Входа Господня в Иерусалим - также и саму рыбу.
Страстная седмица.
В это время мы воспоминаем события последних дней земной жизни Спасителя, Его Крестную смерть, готовясь стать сопричастниками великой радости Светлого Христова Воскресения.
В дни
Страстной седмицы Церковь
предписывает строгий пост, исключающий мясную, молочную, яичную и рыбную
пищу.
Особенно важны для нас последние дни
Страстной седмицы.