Как готовиться к причащению
Желающий причаститься должен достойно приготовиться к этому Святому Таинству. Приготовление это (в церковной практике оно называется говением) продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу предписывается воздержание, Т.е. телесная чистота и ограничение в пище (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения - мясо, молоко, яйца и, при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться. В дни говения надлежит посещать богослужение в храме, если позволяют обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью; кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону. Накануне причащения надо быть на вечернем богослужении и прочитать дома, кроме обычных молитв на сон грядущий, канон покаянный, канон Богородице и Ангелу хранителю. Читается также канон ко причащению и, кто пожелает, - акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к Таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и все последование ко Святому Причащению, кроме канона, про читанного накануне. Перед причащением необходима исповедь -вечером ли, или утром, перед Литургией.
Объяснение обрядов при причащении
1. Призвав к чаше жизни, мира, любви и спасения, церковь внушает нам поклониться предстоящим и исповедать живую веру во Христа Сына Божия, пришедшего в мир грешных спасти; исповедать, что пред очами нашими самое пречистое тело Господа и самая честная кровь Его; со смирением признать свое недостоинство и надежду на милосердие Божие; исповедать, что мы приступаем не с лицемерием Иуды, который причащался с учениками Господа, но принадлежал врагам Его, лобызал Учителя и Благодетеля, но сим знаком мира, дружбы и любви предавал Его врагам, а приступаем с искренностью покаявшегося разбойника, дабы не в суд или осуждение было причащение, но во исцеление души и тела и в жизнь вечную.
2. Пред самым приобщением церковь внушает, чтобы мы еще, в глубоком смирении, поверглись пред Господом и поклонились Ему до земли, истинно в тайнах, под видом хлеба и вина, присущему.
3. Приступающим к приобщению церковь внушает крестообразно сложить руки к персям и приближаться, устами исповедуя Христа и в сердце имея к Нему горячую любовь и благодарность. «Приступай, учит св. Кирилл Иерусалимский, писатель века, не с простертыми дланьми, не с разведенными перстами, но левую руку сделав престолом для правой, как хотящей подъять Христа Царя, и согнувши длань приими тело Христово и тут же скажи: аминь» (В V тайноводственном поучении, 21). В 961 году вселенским собором постановлено правило: аще кто хочет причаститися, руки да слагает во образ креста и тако да приступает и приемлет общение благодати» (Прав. 101). Св. Дамаскин поучает: «да приходим к Господу с желанием пламенным и, сложив руки крестообразно, да приемлем тело Распятого на кресте. Преклонив очи и уста и чело, да причащаемся Божественного угля, дабы огнь любви нашей, возгоревшись от сего угля, попалил наши грехи и причащением Божественного огня мы воспламенились и обожились». (В изложении веры о святых и непорочных таинствах Господних, кн. 1V, гл. 13).
4.Приявши тело и кровь Христову, говорится в чиноположении церковном, с благоговением да поглотят и по утертии уст лобзают край чаши, как самое Христово ребро, из которого истекла кровь и вода.
5. Соединившемуся со Христом и соделавшемуся причастником Божественного естества, ради благоговения к пречистым тайнам, прилично поклониться, но по благоговению к тайнам, напоминающим о воскресшем Христе, - поклониться не до земли, и после того принять теплоту.
Что бывает с теми, кто причащается недостойно
«Ядый и пияй недостойно, суд себе яст и пиет, не разсуждая тела Господня» (1 Кор.29). 1. Св. ап. Павел повествует, что в церкви коринфской многие из недостойных причастников подверглись за свою вину тяжким болезням и самой смерти (1 Кор.30).
2. В церкви карфагенской, по свидетельству св. Киприана, один недостойный причастник вдруг после причащения сделался немым, а у другого расторгся надвое язык (из кн. о падших).
3. Во времена св. Златоуста, по словам его, недостойные причастники подвергались иногда видимо мучениям от злых духов ("Перв. нед. велик. Поста". Киев, с. 259).
4. Св. Киприан разсказывает, что когда одна женщина, отпавшая от веры, из страха мук во время гонения, хотела было, по обыкновению своему, открыть ковчег, в котором хранились дары, дабы приобщиться их, то из ковчега исшел огонь, так что вероотступница не смела даже прикоснуться к ним (из кн. о падших).
5. О другом недостойном причастнике повествуется, что когда он тайно приступил с друзьями к св. чаше и уже хотел вкусить тела Господня, в руках его оказался пепел (из кн. о падших).
6. Когда преподобномученица Евдокия была схвачена воинами и приведена на суд, то, снимая с нея одежды, воины заметили, что выпала на землю частица пречистого и животворящего тела Христова, которую взяла с собой мученица Евдокия, выходя из монастыря своего. Слуги, подняв упавшую частицу божественного тела Христова и зная, что это такое, принесли ее правителю. Лишь только он протянул руку свою и хотел взять принесённую ему святыню, - тотчас частица тела Христова претворилась в огонь, и образовался от нее великий пламень, которым попалены были слуги игемоновы и у самого его повредило пламенем левое плечо ("Четьи-Минеи" 1 марта).
«Хотя ясти, человече, тело Владычне, со страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть» (Молитва пред причащением).
7. В одном монастыре на острове Кипре близ пристани Таде, именуемый Филоксеновым, жил один монах, родом из Милета, по имени Исидор, который непрестанно о чем-то горько плакал. Когда же все стали убеждать его, чтобы он утешился сколько-нибудь, то он не соглашался и говорил всем: «я великий грешник, какого не было от Адама де сего дня». Когда же ему сказали: «святый отец, кто без греха, кроме Бога?» Он отвечал: «поверьте, братия, я не нашел ни в писании, ни в предании такого грешника, каков я, и такого греха, как мой. Если вы думаете, что я только обвиняю себя, выслушайте о моем преступлении и помолитесь обо мне, продолжал он, - когда был в мире, имел жену; мы оба держались учения Севира (ересь монофизитов). Итак, пришедши в один день домой, я не нашел жены своей, но слышу, что она отошла к соседке, чтобы приобщиться. Соседка принадлежала к св. соборной церкви. Я тотчас побежал, чтобы остановить ее. Пришедши в дом соседа, я нашел, что. жена моя приняла уже св, часть и приобщилась. Схвативши ее за горло, я принудил ее, - о злодеяние! – извергнуть из уст св. часть и, взявши сию последнюю, в бешенстве бросал туда и сюда, и, наконец, она упала в грязь; но тотчас молния восхитила св. приобщение с того места. Спустя два дня является мне эфиоплянин, одетый в рубище, и говорит: «я и ты осуждены на одинаковое наказание». «А кто ты таков?» - спросил я его. Эфиоплянин ответил: «я тот, который страдавшего за всех Господа Иисуса Христа ударил по ланите». Потому-то я, - заключил монах, - и не могу перестать плакать». Последователь Севира совершил ужасное преступление, повергнув святыню в грязь; но столь же ужасно согрешают и те, которые приемлют ее с сердцем, не очищенным от греховных скверн ("Луг духовный" 1. Мосха, гл. 29).
8. Преп. Евфимий Великий (+ 473 г.) имел дар по внешнему виду человека познавать внутренние движения его духа и помышления - добрые и злые, и когда братия приобщались Божественных тайн, он знал, кто с какой душой приобщается; одних, которые приступают достойно, видел просвещающимися от причащения, а других - так как дерзали приступать недостойно - помрачающимися и лица их как бы мертвыми. Посему он не переставал наставлять всех словами апостола: «блюдите себя, братия, опасно, когда хотите приобщиться, да искушает себя каждый из вас и тако от хлеба да яст и от чащи пиет: ядый бо и пияй недостойно, суд себе яст и пиет (1 Кор.28, 29), ибо святым сия святая, а не скверным уготовляется, и когда имеете чистую совесть, приступите к нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся» (ПС. 33,6). (Ч-М., янв. 20 д.)
9. Преподобный Макарий Александрийский за свои подвижнические труды получил от Бога дар распознавать достойных причастников св. тайн от недостойных. Вот что он сообщает нам относительно этого. «Когда братия подходили к алтарю, чтобы принять из рук иерейских тело Христово, то можно было видеть, - говорит св. подвижник, - как некоторым из них эфиопы влагают в руки угли огненные, и тело Христово, подаваемое рукою иерейскою, возвращалось опять к алтарю. Между тем от достойных причастников бесы отбегали прочь. Самыя тайны Божественныя раздавал ангел Господень, стоящий с иереем у алтаря» (Ч.-М. янв. 19 д.). С письменной написанной исповедью приходят на покаяния к священнику, после покаяния она уничтожается (дополнить своими грехами)
Исповедь
1. Исповедаю аз многогрешный (имя рек) Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и тебе, честный отче, вся согрешения моя и вся злая моя дела, яже содеял во все дни жизни моей, яже помыслил даже до сего дне.
Прости нас, Милосердный Господи!
2. Согрешил: пред Господом маловерием; неблагодарностью за все Его великие и непрестанные благодеяния, призыванием имени Божия без нужды - всуе.
Прости нас, Милосердный Господи!
3. Согрешил: неблагоговейным почитанием св. икон; не носил креста, стыдился креститься и исповедывать Господа.
Прости нас, Милосердный Господи!
4. Согрешил: хождением в храм Божий без усердия, с леностью и небрежением; оставлением утренних, вечерних и других молитв; во время церковной службы - согрешил празднословием, смехом, дреманием, невниманием к чтению и пению, рассеянностью ума, исхождением из храма во время службы и нехождением в храм Божий по лености и нерадению.
Прости нас, Милосердный Господи!
5. Согрешил: непочитанием праздников Божиих; нарушением св. постов и нехранением постных дней - среды и пятницы; невоздержанием в пище и питии, многоядением, тайноядением, разноядением, пьянством, употреблением наркотиков, недовольством пищей и питием, одеждой, тунеядством; своея воли и разума исполнением, самонравием, самочинием и самооправданием; не должным почитанием родителей, не воспитанием детей в православной вере, проклинанием детей своих и ближних.
Прости нас, Милосердный Господи!
6. Согрешил: неверием, суеверием, сомнением, отчаянием; унынием, кощунством, божбою ложною, плясанием, игрой в карты, гаданием, колдовством, чародейством, сплетнями, поминал живых за упокой, ел кровь животных.
Прости нас, Милосердный Господи!
7. Согрешил: гордостью, самомнением, высокоумием, самолюбием, честолю-бием, завистью, превозношением, подозрительностью, раздражительностью.
Прости нас, Милосердный Господи!
8. Согрешил: осуждением всех людей - злословием и гневом, памятозлобием, ненавистью, оклеветанием, укорением, лукавством, леностью, обманом, лицемерием, пересудами, спорами, упрямством, оскорблением, надсмеянием; поношением и человекоугодием.
Прости нас, Милосердный Господи!
9 . Согрешил: празднословием, смехотворством, слушанием и воспоминанием мирских песен, чтением книг развратных, рассматриванием соблазнительных картин, услаждением при воспоминании прежних грехов своих, соблазнительным поведением с желанием нравиться и прельщать других, вольностью, дерзостью, потворству духу времени и мирским обычаям, противным вере православной.
Прости нас, Милосердный Господи!
10. Согрешил: сладострастием, нескромным воззрением на жен и юношей; во сне блудным ночным осквернением, невоздержанием в супружеской жизни.
Прости нас, Милосердный Господи!
11. Согрешил: любостяжанием, сребролюбием, неправедным приобретением, хищением, воровством, скупостью, привязанностью к разного рода вещам и людям.
Прости нас, Милосердный Господи!
12. Согрешил: не милосердием, презрением и осуждением нищих; хождением в храм Божий без страха Божия, молился с холодным сердцем, без внимания, без усердия и благоговения, уклоняясь в ересь и сектантское учение.
Прости нас, Милосердный Господи!
13. Согрешил: леностью, люблением телесного покоя, многоспанием, сладо-страстными мечтаниями, пристрастными воззрениями, блудом, прелюбодеянием, растлением, рукоблудием, невенчанными браками, тяжко согрешили те, кто делали аборты себе или другим, или склоняли кого-нибудь к этому великому греху -детоубийству. Проводил время в пустых и праздных занятиях, в пустых разговорах, шутках, смехе и других постыдных грехах. Прости нас, Милосердный Господи!
14. Согрешил: унынием, малодушием, нетерпением, ропотом, отчаянием в спасении, неимением надежды на милосердие Божие, бесчувствием, невежеством, наглостью, бесстыдством.
Прости нас, Милосердный Господи!
15. Согрешил: холодностью и бесчувственностью на исповеди, умалением грехов, обвинением ближних, а не себя осуждением.
Прости нас, Милосердный Господи!
16. Согрешил: словом, помышлением и в семи моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, - волею или неволею, ведением или неведением, в разуме и неразумии, и не перечислить всех грехов моих по множеству их. Но во всех сих, так и неизреченных по забвению, раскаиваюсь и жалею, и впредь с помощию Божиею обещаюсь блюстись. Ты же, честный отче, прости мя и разреши от всех сих и помолись о мне грешном, а в оный судный день засвидетельствуй пред Богом об исповеданных мною грехах. Аминь.
Конец и Богу слава.
От кающегося требуется:
Сознание своих грехов. Осуждение себя в них. Самообличение пред духовником. Покаяние не только словом, но и делом. Покаяние есть исправление - новая жизнь. Сокрушение и слезы. Вера в прощение грехов. Возненавидеть прежние грехи. Борьба с грехом привлекает благодать Божию. Грехи сокращают нашу жизнь ...
(Григорий Богослов).
О таинстве покаяния