Пост
Пост — это
самое древнее церковное установление. Первая заповедь, данная первым людям в
раю, была заповедь о посте. Постились ветхозаветные праведники, постился св.
Иоанн Предтеча, и, наконец, Господь наш Иисус Христос постился сорок дней перед
выступлением на проповедь, по примеру чего установлен и наш сорокадневный
Великий Пост.
Несмотря на
все эти примеры, несмотря на то, что пост всегда существовал в православной
Церкви, многие тяготятся постом и считают его лишним, ненужным, а потому не
соблюдают его. Они говорят: «Зачем пост? Не то оскверняет человека, что входит
в него, а то, что из него выходит, т. е. дурные желания сердца; с ними и надо
бороться, а не изнурять свое тело постом». Рассуждающие так напоминают
больного, который, на предложение принимать лекарство, говорит: «Зачем мне принимать
это лекарство? Ведь мне не лекарство принимать нужно, а нужно выздороветь?»
Этот больной забывает, что лекарство для того именно и дается ему, чтобы он
выздоровел...
Так и пост —
он имеет значение не сам по себе, а только как средство к приобретению
душевного здоровья.
Какое же
значение имеет пост для здоровья души? Как известно, пост прежде всего
выражается переходом с более питательной мясной пищи на менее питательную
рыбную, а иногда на еще менее питательную растительную, и, «наконец, даже на
сухоядение: этот переход с одного рода пищи на другую предписывается Церковью
не потому, чтобы она один род пищи считала чистым, а другой нечистым: всякая
пища чиста и благословенна Богом! И не потому даже, почему так называемые
вегетарианцы, отказываются от мясной пищи, т. е. из чувства жалости к животным
тварям, или по сознанию большей полезности растительной пищи. Переменою пищи
Церковь имеет в виду ослабить чувственность и дать перевес нашему духу над
нашей плотию. Переходя с более питательной на менее питательную пищу, мы
делаем себя более легкими, подвижными, более способными к духовной жизни.
Насколько
большое влияние имеет пища на нашу духовную жизнь и работу, это легко можно
увидеть по собственному опыту. Попробуйте после сытного обеда заняться серьезной
умственной работой и вы увидите, как это трудно! А молиться в это время — и
того труднее! Говорят, что можно злоупотреблять и постной пищей. Это верно, но
мы должны иметь в виду, не злоупотребления, а то, что предписывает нам Церковь.
Церковь же предписывает и в постной пище соблюдать воздержание и умеренность.
Говорят некоторые,
что постная пища вредна для здоровья. Это неверно. Для здоровых она не вредна.
Кому же, по слабости здоровья, необходимо усиленное питание, тому и Церковь
разрешает облегчение от поста. Ибо она имеет в виду, как сказано выше, не
изнурение нашего тела, а лишь ослабление нашей животной чувственности. Что пост
нисколько не вреден для здоровья, это видно, во-первых, из того, что
постящиеся меньше болеют, чем непостящиеся, а, во-вторых, из того, что они и
живут не меньше. Многие великие постники доживали, как это видно из житий
святых, до 80, 90, 100 и более лет.
Перемена пищи,
предписываемая Церковью в пост, имеет для нас еще и то значение, что дает нам
возможность упражнять нашу волю в борьбе со своими желаниями и привычками и
победу над ними. Переход со скоромной пищи на постную нам неприятен. Но,
побеждая это неприятное чувство и подчиняя себя уставу Церкви, мы себя
дисциплинируем, проявляем власть свою над своими привычкам и вкусами, а это
очень полезно. Это нас закаляет, делает мужественнее, выносливее, крепче,
помогает нам становиться выше своих привычек и не быть их рабами. Иные
добровольно закаляют себя всевозможными лишениями. Но нам не нужно изыскивать
способы этих лишений — достаточно быть только верными исполнителями правил
Церкви.
Мы еще более оценим значение поста, если вспомним, что пост состоит не
только в том, чтобы заменить скоромную пищу постною, но и в том, чтобы
ограничивать себя в излишествах и прихотях, например, меньше спать,
удерживаться от лакомств, от курения табаку и т. п.
Наконец,
Церковь требует от нас и духовного поста. Во время поста мы должны особенно
заботиться о подавлении и искоренении своих дурных наклонностей, привычек и желаний.
По этому
поводу св. Иоанн Златоуст говорил так: «Ты не можешь поститься? Но почему ты не
можешь простить обиду твоему врагу? Перемени свой нрав: если ты зол, старайся
быть кротким; если мстителен, не мсти; любишь злословить и сплетничать,
воздержись и т.д. Делай в дни поста побольше добра, будь участливее к людям,
охотнее помогай нуждающимся в твоей помощи, молись усерднее, теплее и т. п. Во
всех этих направлениях пост открывает тебе широкое поле для работы над самим
собою — только имей охоту трудиться!»
Итак, Церковь
не напрасно приняла и хранит святой пост. Научимся уважать пост, оценим его
пользу, не будем нарушать его легкомысленно и относиться к нему высокомерно!
Протоиерей Сергей Четвериков.