Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших
В этот день мы совершаем
память всех преподобных, мужей и жен, просиявших в посте, ибо
богоносные отцы, постепенно наставив нас предварительными праздниками,
заранее подготовив к поприщу (поста), отвратив от сытости и сладости,
устрашив будущим Судом, предочистив как следует
сырною седмицею, уместно установили
посреди нее и два дня (по чину) поста, чтобы понемногу приучить нас к нему.
Вот и всех мужей и жен, живших праведно, к тому же со многими скорбями и
трудами, они представляют нам, чтобы напоминанием об их борениях придать нам
сил для поприща (поста), и чтобы мы, имея перед собой их житие как
некий образ и путь, получая от них подкрепление и помощь, стремились к
духовным подвигам, помышляя, что и они были с нами одного естества. Ибо как
воеводы поощряют своих воинов, вооруженных и уже стоящих в строю, речами,
знаменами и воспоминанием храбро и доблестно воевавших предков, и воины,
укрепляемые этим, воодушевляются надеждой на победу, — так ныне премудро
творят и богоносные отцы: укрепив к духовным подвигам и мужей, и жен
(примером) преподобных, таким образом подводят к постному поприщу, чтобы мы,
взирая на их достойное подражания, безгрешное житие, совершали многообразные
и различные добродетели, каждый по силам, — преимущественно любовь и
сознательное уклонение от неправедных дел и поступков. И пост — это не
только диета, но воздержание и языка, и глаз, и от гнева, и, проще говоря,
от всякого зла удаление.
По этой причине святые отцы и установили здесь настоящее
празднование всех преподобных, приводя (нам на память) угодивших Богу
постом и другими добрыми делами, наставляя нас их примером на путь
добродетелей, чтобы мы смело вооружились на страсти и демонов, и предлагая
нам некий образец: что если и мы приложим одинаковое с ними усердие, то
сможем беспрепятственно сделать всё, что и они сделали, и сподобиться тех же
венцов, — ведь и они были одного с нами естества.
Ираклий и его сыновья Константин III и Ираклон
О сырной же (седмице) некоторые говорят,
что ее установил император Ираклий, — а раньше она была мясоястной, — ибо
он, шесть лет воюя с Хозроем и персами, дал обет Богу: если одолеет
их, учредить такую (седмицу), по уставу среднюю между мясоедом и
постом, — что и исполнил.
Я же думаю, что, может быть, и так произошло, а может быть, и она была
задумана святыми отцами ради некоторого приготовления, чтобы мы, сразу
перейдя от мяса и обильной пищи к крайнему воздержанию, не унывали и, кроме
того, не повредили телу, но, медленно и понемногу отказываясь от жирной и
сладкой пищи, как непривыкшие к узде кони, через отнятие пищи восприняли и
удила поста.
Таким образом, как душу (отцы) настроили притчами, так же искусно
позаботились и о теле, понемногу удаляя препятствия к посту.
Христе Боже наш, молитвами всех преподобных Твоих помилуй нас. Аминь.
источник: pravoslavie.ru