Рождественский пост.
Примечательно, что
первое из Рождественских песнопений, которым мы начинаем наше приготовление к
празднику, не заключает в себе обращения к Самому грядущему на землю Господу
Иисусу Христу. Оно возвещает нам лишь радостную весть о Его рождении и
пришествии с неба на землю и призывает нас прославить грядущего Христа, выйти
Ему в сретение и, как путь к этому, указывает на возвышение наших душ, которое
сделает их достойными созерцания открывающейся Божественной тайны. Без этого
Рождество Христово пройдет мимо нас, и мы не увидим его своими духовными очами.
Церковь в своей материнской заботе о спасении людей открывает великую тайну
Богоявления и вочеловечения Бога Слова и указывает путь, на котором мы можем
удостоиться, чтобы рожденный от Девы Христос Спаситель родился и в наших
сердцах и Младенец Христос, нашедший Себе приют в вертепе, сотворил Себе
обитель в наших душах.
Церковь
приуготовляет к этому постепенным раскрытием перед нашим духовным взором
Божественного Домостроительства, раскрытием, начало которому положено
праздниками Рождества Пресвятой Богородицы и Ее Введения во храм. Начиная с
этого праздника, мы слышим за богослужением ирмосы Рождественского канона, и
далее все чаще звучат в церковных службах песнопения, посвященные
приближающемуся празднику. Начиная с праздника Нового лета, Святая Церковь
ведет нас путем очищения нашей души и сердца. Но наибольшего развития эта
внутренняя, духовная подготовка достигает в дни Рождественского поста.
Рождественский
пост — первый из четырех годичных постов, установленных Церковью для
подготовки встречи великих праздников: Рождества Христова, Пасхи, святых
первоверховных апостолов Петра и Павла и Успения Пресвятой Богородицы. Он
называется также Филиппов пост, так как начинается на другой день после
празднования памяти святого апостола Филиппа (14/27 ноября). Продолжается пост
сорок дней, до навечерия Рождества Христова (24 декабря/6 января), и поэтому
носит иногда название Четыредесятницы, но только малой, в отличие от Великой
Четыредесятницы — Великого поста. Слово «малая» относится здесь не к
продолжительности, а к значению поста, меньшему по сравнению с Четыредесятницей
Великой.
Обычай
освящать постом время приготовления к великим праздникам восходит к практике
древней Церкви. Уже в Апостольских постановлениях (II—III вв.) есть указания на
посты Великой Четыредесятницы и Страстной седмицы, служащие приготовлением к
празднику Пасхи. Несколько позднее появляются другие посты. Во всяком случае,
уже в IV—V веках церковная практика знает все четыре годичных поста, которыми
запечатлены четыре времени года. Посты учреждены христианской Церковью как
средство, содействующее возвышению духа над плотью, господству
духовно-нравственных стремлений над чувственными.
Пост существовал еще в Ветхом Завете. Так, Моисей перед получением на
Синае заповедей от Бога сорок дней постился и молился. В Новом Завете пост
установлен в подражание Иисусу Христу, как новому законодателю, постившемуся
сорок дней в пустыне, а также в подражание примеру святых апостолов.
В древней
Церкви пост был очень строг, христиане разрешали себе только сухоядение, и
только вечером, а некоторые не принимали пищи несколько дней подряд. Согласно
Апостольским постановлениям, в пост разрешается вкушать только хлеб и овощи, а
мясо и вино употреблять запрещается. С XII в. постной пищей стала считаться
рыба. Всякая радость, по словам Тертуллиана (II—III вв.), считалось с постом
несовместимым.В последующее
время возникли ереси, из которых одни ставили пост наравне с высшими
нравственными обязанностями христианина, а другие совершенно отрицали даже
малейшее его значение. На Востоке, по сравнению с Западом, церковное значение
поста было усилено и нарушения его считаются грехом. Столь строгий взгляд на
пост вместе с христианством пришел на Русь.С появлением
монашества пост вошел в число монашеских обетов и сделался принадлежностью
иноческой жизни. Монастыри и оказали влияние на развитие у христиан любви к
постничеству. Посты по продолжительности делятся на многодневные и однодневные.
К первым относятся: Великий, Петровский, Успенский и Рождественский посты.К однодневным
постам относится пост в среду и пятницу каждой недели, остановленный в
воспоминание предания Спасителя на страдания и Его страданий и смерти. Еще в
древней Церкви среда и пятница были известны как постные дни. В некоторые
седмицы в среду и пятницу поста нет. Таковы седмицы пасхальная и Пятидесятницы,
святки — от Рождества Христова до Богоявления, кроме Богоявленского сочельника,
седмица мытаря и фарисея и сырная седмица.Пост в
праздник Воздвижения Креста Господня установлен в честь воспоминания в этот
день страданий Христовых.Пост в день
Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 29 августа/11
сентября, установлен для того, чтобы почтить память столь великого праведника
пустынножителя. Установление этого поста древнее, как и сам праздник (IV в.).Пост в
навечерие праздника Крещения — 5/18 января, установленный ради величия дня и
освящения в этот день воды.В Евангелии есть два места, особенно важных для понимания смысла и значения поста. На вопрос иудеев ко Христу, почему ученики Его не постятся,
подобно ученикам Иоанновым и фарисейским, Господь ответил: «Могут ли поститься
сыны чертога брачного, когда с ними Жених? Доколе с ними Жених, не могут
поститься, но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься
в те дни» (Мк. 2, 19—20). Смысл этих слов исчерпывается лишь указанием на
время, когда окончится пребывание Христа во плоти со Своими учениками; они
указывают и на духовные состояния, знакомые каждому, проходящему путь духовной
жизни и борьбы с грехом, когда человек чувствует себя отделенным от Христа
одолевающими его грехами и страстями, чувствует себя уже здесь, на земле,
вверженным во тьму кромешную. Средствами освобождения человеческой души от
подобных состояний и возвращения ее ко Христу являются, по слову Спасителя,
лишь пост и молитва: «Сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17,
21). Пост, по учению Спасителя, очищает душу от греха, освобождает ее от власти
диавола и возвращает к общению со Христом.Если таково
значение поста в жизни каждого отдельного христианина, нет ничего
удивительного, что Церковь определенные дни освятила соблюдением поста,
обязательным для всех ее членов. Вместе с церковными службами, положенными во
время их прохождения, посты вплетены в духовную ткань седмичного и годичного
богослужебных кругов. Каждый из них имеет особенности, и вместе с тем, будучи
обращены к духовно-нравственной жизни каждого христианина в отдельности,
связывают ее с богослужением, способствуют преображению духовной жизни каждого
человека и преобразованию ее в непрестанное богослужение.Все посты
имеют общую цель и назначение — очищение и обновление духовной жизни, но каждый
из них, как говорит блаженный Симеон Солунский (XIV—XV вв.), имеет свою особую
мысль. Так, Рождественский пост связан и с праздником Рождества Христова,
приготовлением к которому он служит, и имеет отношение к началу церковного года
— времени, когда, собрав от земли плоды трудов предшествующего года и плоды
духовного делания, человек бросает в землю новое семя и терпеливо ждет его
созревания и нового плодоношения.Упоминания о Рождественском посте встречаются в IV веке (св. Амвросий Медиоланский, св. Лев Великий и св. Иоанн Златоуст). Продолжительность этого поста в древности в разных Церквах соблюдалась не одинаково. Продолжительность его была определена
на Константинопольском Соборе 1166 года, где было постановлено перед Рождеством поститься сорок дней — с 14/28 ноября по 24 декабря/6 января включительно.
Как и все другие христианские посты Рождественский пост прежде всего характеризуется определенными правилами воздержания от пищи.
В этом отношении он по строгости уступает и Великому, и Успенскому постам.Особо
выделяются по строгости поста последние дни, начиная с 20 декабря/ 2 января,
соответствующие по своему духовному смыслу и богослужебному строю Страстной
седмице. Уставом в эти дни запрещено вкушение рыбы, даже в субботу и в
воскресенье, если они падают на этот промежуток поста. В последний день поста,
24 декабря/6 января, именуемый в Уставе навечерием Рождества Христова,
предписывается самый строгий пост: полное воздержание от пищи до Рождественской
вечерни.Наряду своздержанием от пищи Святая Церковь в течение Рождественского поста, как и в
другие посты, запрещает совершение таинства Брака, а находящимся в браке
предписывает воздержание от супружеского общения. Запрещается также участие в
каких-либо светских увеселениях.
Воздержание от
пищи на период Рождественского поста служит одной цели — приготовлению души к
восприятию рожденного от Девы Христа Спасителя.
Рождественский сочельник