
Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)
Канун (Навечерие)
Рождества Христова преисполнен особенного трепетного ожидания пришествия
в мир Спасителя. Этого ждут все: небо, земля, тварь, наши сердца. И вот
возгорается звезда, и за ней устремляются ведомые ею мудрецы-волхвы.
Раздается ангельское пение, и ему внимают пастухи. А ныне в этот день
звучат песнопения во время часов, которые принято называть Царскими (на
них в Византии обязательно присутствовал царь-император). Наряду с
ветхозаветными пророчествами о Рождестве Христовом на них впервые звучат
слова евангельского повествования об этом великом событии — первый луч
благой вести о Рождестве Христовом
Сегодня православный мир отмечает навечерие Рождества Христова.
В Рождественский сочельник благочестивые верующие вообще не вкушают
пищи, а к десяти часам вечера идут в храм, где и встречают праздник
Рождества.
Лишь при появлении первой звезды — символа звезды Вифлеемской — можно
отведать сочиво (постное блюдо, представляющее собой пшеничный или
рисовый взвар с медом и фруктами). Отсюда и название этого дня —
сочельник. Сам праздник Рождества, по учению Церкви, символизирует
торжество примирения человека с Богом, предвозвещает искупительный
подвиг Иисуса Христа и обновление человеческой природы, пораженной
грехопадением прародителей.
День самого строгого поста — канун праздника Рождества Христова,
именуемый Навечерием Рождества или Рождественским сочельником.
Сочельник - это прежде всего
семейной ужин. По старинному обычаю, стол прежде посыпали сеном, затем застилали
белоснежную некрахмаленную скатерть; в центре ставили ритуальное сочиво и другие
кушанья, которых непременно должно быть двенадцать. Непременным украшением была
праздно-наряженная елка с зажженными свечами и подарками под ней. Считалось, что
в этот день, последний перед Рождеством, снегопад - верный признак процветания
хозяйства в новом году. А если в этот день мороз - в семье будет совет да
любовь.
В наше время многие почему-то думают, что
Навечерие (Сочельник) начинается вечером, когда они приходят на
Рождественскую службу. На самом деле служба Навечерия начинается утром 6
января и заканчивается где-то после полудня. До революции считалось
обязательным ходить на эту службу, ведь без Сочельника какое Рождество?
Служба Навечерия Рождества совершается по тому же образцу, что и
Навечерие Крещения Господня. Это вызвано тем, что в глубокой древности
Рождество Христово праздновалось вместе с Богоявлением (Крещением).
Вспоминалось в целом явление Бога во плоти, откровение во Христе и через
Христа Божественной благодати. Ныне два великих праздника разделяют
двенадцать дней, но их кануны остаются прежними.
Издревле в Навечерии Рождества и Крещения совершаются Царские Часы.
Называются они так потому, что греческие императоры, а впоследствии и
русские, всегда присутствовали на них и во время этих часов возглашались
многолетия царям. Но основное содержание Царских Часов - это пение
псалмов, тропарей, кондаков, которые рассказывают или пророчествуют о
евангельских событиях.
В праздничное Навечерие служатся все часы (1,3,9) друг за другом.
Итак, утром вы входите в храм и видите, что Царские врата открыты. Это
значит, что начинаются Царские Часы. Посреди храма на аналое лежит
раскрытое Евангелие в ознаменование того, что Господь пришел на землю
для спасения всех народов. Священник начинает каждение храма и прихожан,
и этим вспоминаются ливан и смирна, принесенные восточными волхвами
новорожденному Царю Иудейскому.
Затем следует Вечерня в соединении с Литургией. Во время Вечерни
читается множество паремий, подобранных применительно к Великому
празднику. В чтении паремий приоткрывается тайна Превечного Совета
Божиего о спасении людей, торжественное исполнение тропарей, возвещающих
об истинном этого Совета. Эта торжественная служба наполняет души
молящихся благоговейным предчувствием приближающегося великого события.
В Навечерие Рождества Христова после отпуста Вечерни и Литургии
совершается чин "славления". На середину храма выносится свеча,
знаменующая звезду, явившуюся в Вифлееме. Перед ней священнослужители и
певцы впервые поют "велегласно" тропарь и кондак праздника.
В песнопениях богослужений праздника Святая Церковь называет
Рождество Христово тайной, явленной Богом человекам в воплощении Сына
Божия, ибо днесь Бог на землю прииде и человек на Небеса взыде.
Приготовление сочива