|
|
Салаирские святыни Кузбасса.

Салаир. Много
раз это название было на слуху у наших прихожан. Побывать ранее там
как-то не случилось. И вот, когда руководитель паломнической службы
Северного благочиния Наталья Михайловна Штеникова предложила нам
очередную паломническую поездку «Салаирские храмы и святые источники»,
мы с радостью согласились.
Ранним субботним
утром 7 декабря красивый, сине-голубой комфортабельный автобус плавно
притормозил и остановился на автомобильной развязке, возле родной
придорожной таблички «ЗАТО Сибирский», где уже стояла группа из девяти
паломников - прихожан храма святой великомученицы Варвары. Мы
поднялись по трапу в высокий автобус, радостно поприветствовали, уже как
родных, нашу Наталью Михайловну, водителя и пассажиров. Среди них
оказались, почти, все те, хорошие знакомые из Новоалтайска и Барнаула, с
кем мы путешествовали по следам Алтайских миссионеров в предыдущей
незабываемой поездке. Сегодня мы - снова вместе, только, нас –
двадцать пять, на этот раз, едем в гости к соседям, в Кемеровскую и
Новокузнецкую епархию. После приятного четырехчасового укачивания в
огромной «люльке на колесах» южнокорейского производства, наш автобус,
в половине девятого утра, замер возле величественного белокаменного
семиглавого храма, с небесно-голубыми и золотыми «луковками» куполов.
Над входом стрелой вознеслась к Богу высокая колокольня. Это и есть,
знаменитый на всю округу, Салаирский храм первоверховных Апостолов
Петра и Павла.

Церковь святых Петра и Павла
Заказав требы в
отдельно стоящей иконной лавке, мы с душевным, благоговейным трепетом
вошли в старинный храм, где перед нами открылись страницы Благой Вести,
изображениями необычной красоты которой были покрыты внутренние стены
храма, от пола до потолка.

На входе
Шла литургия оглашенных… Вот, в уголке, под
святыми иконами молодой священник с короткой бородкой, совершал
Таинство Покаяния над исповедниками, разрешая их от грехов. Поодаль,
несколько местных жителей-прихожан терпеливо и смиренно ждали своей
участи. К ним, без лишних раздумий, присоединились и несколько наших
паломников…

Литургия
подошла к концу, на отпуст вышел высокий, под два метра ростом,
широкоплечий священник, с несоответствующим его грозному виду, высоким
голосом тенора. Это – отец Александр Ильиных, который произнес чудной
красоты духовную проповедь, наполненную любовью к слушателям, о
смирении нас – прихожан. Особенно, в наших отношениях с теми людьми,
которые, быть может, впервые в жизни, робко и боязливо переступили
порог православного храма, которые, ещё мало понимая в православии, с
изумлением оглядывают вокруг «обалдевшими» от неожиданности глазами… А
тут – мы, «воцероковлённые», со своими «учеными» и «всёзнающими»
нравоучениями: «и так – нельзя…, и то - нельзя…, не так стоишь.., не
так рукой машешь…»

Экскурсия по храму
Местная
прихожанка – Тамара Николаевна Самойлова, по благословению настоятеля,
провела нас по родному храму и подробно поведала его историю. Вот её
изложение:
«Сегодня Салаир является городом
городского подчинения городской администрации Гурьевска Кемеровской
области, с населением 11,5 тыс. человек и расположен в 10 км от
Гурьевска, в 210 км. к югу от областного центра Кемерово. Город
расположен на восточном склоне центральной части Салаирского кряжа, от
которого и берет своё название.
Салаирский кряж — это сильно
разрушенные древние горы в Южной Сибири, ставшие теперь низкогорной
возвышенностью, средней высотой 400-600 метров над уровнем моря. Кряж,
таящий в своих недрах огромные богатства, начинается отрогами гор Алтая
на территории Алтайского края, в районе рек Томь-Чумыш и Уксунай,
дугой проходит по западной части Кемеровской области, а в районе реки
Суенга и озера Танай уходит в Новосибирскую область и заканчивается
Буготакскими сопками.
В 1626 г в живописных местах
поймы р. Малая Толмовая и отрогов Салаирского Кряжа возникло село
Салаирское. В конце XVIII в. близ села были открыты залежи серебряных
руд и других полиметаллов. Так возник знаменитый Салаирский рудник,
принадлежащий тогда Барнаульскому горному округу. Горнорабочие-бергайеры
не раз ставили перед начальством рудника вопрос о строительстве церкви.
В 1802 году построили небольшую часовню, затем, через год - молитвенный
дом. В 1836 году была освящено деревянное здание (без колокольни) церкви
первоверховных апостолов Петра и Павла, построенной на собранные
пожертвования местных жителей и меценатов. Однако в 1858 году она, из-за
пожара на руднике, сгорела.
Несмотря на то, что в 1861 году
на окраине села была построена деревянная церковь Покрова Пресвятой
Богородицы, салаирцы начинают хлопотать о строительстве каменного храма на месте сгоревшего. «Церковь во имя святых первоверховных
апостолов Петра и Павла заложена 14 мая 1900 года, по благословению Его
Превосходительства Преосвященнейшего Макария, Епископа Томского и
Барнаульского…» - так записано в клириковых ведомостях о церкви за 1997
год, хранящихся в Томском Государственном Архиве. Церковь была освящена
8 апреля 1907 года и славилась на всю округу чудным колокольным звоном.
Настоящим шедевром искусства барнаульских резчиков по дереву был
иконостас, филигранно выполненный из кедровых кряжей.
Благодаря выдающемуся священнику протоиерею Леонтию Попову,
прослужившему в Салаире более 50 лет, рядом с храмом был установлен
бронзовый памятник царю Александру-II, в честь 33-летия отмены
крепостного права в России.
Богоборческие годы не обошли и Салаир. В
1933 году церковь св. Петра и Павла была закрыта. Колокола отправили на
переплавку. Ажурные кованые кресты вырвали и перековали на оси телег.
Правда, крест с колокольни снять так и не смогли, т.к. тот смельчак,
пытавшийся совершить сие гнусное дело, сорвался с колокольни и разбился
насмерть. Колокольню оставили в покое, а крест на ней до сих пор стоит
родной, 1907 года, как и внешние рамы верхнего яруса, и кованые решетки
на окнах, кои тоже вырвать так и не смогли - все было сделано на
совесть…
В период 1930-х годов почти все церковнослужители этого
храма, как и сотни тысяч других священников, приняли мученическую
кончину.
В течение 57 лет храм пытались снести,
взорвать, но, благодаря заступничеству Сил Небесных и неравнодушных
людей Кузбасса, этого не случилось. В конце 1980-х годов церковь Петра и
Павла была признана Госкомиссией выдающимся памятником истории и
культуры, подлежащим государственной охране и реставрации. С этого
момента началось восстановление храма всем миром, благодаря молитвенному предстоянию и мудрому руководству его настоятеля, иерея Сергия
Мосолова. Он сумел привлечь к восстановительным работам талантливых
людей, под стать русским меценатам, благодаря которым храм и его
неповторимый золоченый иконостас, в течение двух лет, были
восстановлены в первозданной красоте и величии, по старым пожелтевшим
архивным фотографиям.

Распятие


Роспись стен


Свод

Иконостас

Вседержитель

Образ святой Матроны

Киот

Алтарь

Алтарное кладбище
Настенные росписи в церкви, Святое Распятие
и образа иконостаса были выполнены талантливым профессиональным
художником Ильей Алексеевичем Широбоковым. Его замечательные работы по
силе духовного воздействия на человека можно смело поставить в один ряд
с работами таких выдающихся художников, как Виктор Михайлович Васнецов,
Михаил Васильевич Нестеров.

Старинные иконы

Покров Пресвятой Богородицы

Святой целитель Пантелеймон

Тихвинская икона Богородицы
Верующие салаирцы бережно
хранили у себя дома святые образа, и настало время, когда они заняли
свои места в храме Божием. Наиболее старые и почитаемые из них – иконы
первоверховных апостолов Петра и Павла, Святителя Николая Чудотворца,
Покрова Божией Матери, святого великомученика Пантелеимона (Афонского
письма 1908 года) и высокочтимой Тихвинской Божией Матери. У каждой из
икон своя, неповторимая история…»
В двух
километрах от церкви святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в
направлении на юго-запад, находится еще одна достопримечательность
Салаира - святой источник, куда нас доставили на автобусе.

Источник Кирика и Иулиты

Общее фото у источника
По преданию,
здесь, на окраине Салаира, во времена безбожной власти расстреливали
церковнослужителей и верующих мирян, вскоре здесь забил родниковый ключ
с чистой и холодной водой, ставшей целебной от серебряного рудника.
Название
источник взял по имени иконы святых Кирика и Иулиты, найденной здесь же
на источнике. Воинствующие атеисты её использовали в качестве мостика
через ручей…
Православные
жители Салаира спасли эту, чудом сохранившуюся, икону, а позже поместили
её в маленькой часовенке, сложенной из бруса прямо над святым
источником.

Икона Кирика и Иулиты
Рядом установлен поклонный крест.

В источнике круглый год постоянная
температура около + 4 градусов, поэтому зимой он не замерзает.
Праздник Крещения на Салаирском святом источнике неизменно собирает
огромное количество желающих окунуться в святой воде, дабы очиститься
духовно и исцелиться физически, укрепить веру и здоровье.
Затем мы
проследовали в переделы села Гавриловка, на окраине которого, усилиями
прихожан Салаирского прихода и
привлеченных ими меценатов Кузбасса, был создан, по истине, уникальный
комплекс для православных верующих, который здесь в народе называют
Салаирским Иерусалимом.

Панорама комплекса

Арка


Комплекс

Двери храма "Всецарица"

Храм внутри

Иконостас храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица»

Икона «Всецарица»

Поклонение «Всецарице»
Главным украшением комплекса является храм,
освященный в честь иконы Божией Матери «Всецарица», список этой
чудотворной иконы привезен из Ватопедского монастыря святой горы Афон.
Здесь же находится икона св. преподобного Сергия Радонежского.

Сергий Радонежский
Напротив
храма установлен, недавно освященный, памятник св. преподобному
Серафиму Саровскому Чудотворцу.

Памятник святому Серафиму Саровскому

Храм снизу
Чуть ниже - иконная лавка.
Справа от неё
– часовня в честь св. Муромских князей Петра и Февронии.

Часовня Петра и Февронии

Часовня внутри
Рядом, в низинке – Святой источник во имя Рождества Иоанна Крестителя.
Здесь же
– купель святого источника для страждущих верующих людей.

Святой источник во имя Рождества Иоанна Крестителя

Стараниями
семьи губернатора Кемеровской области Омана Гумировича Тулеева вокруг
комплекса разбит огромный лесопарк кедровых деревьев, проложены дорожки,
установлены ротонды и скамейки для отдыха.

Посетив
Салаирские святыни, мы ясно увидели, как тесно связана история
Православия в Кузбассе и на Алтае.
Александр Буров
фото автора
|
|
|