Празднование 2 /15 февраля

И когда родители принесли
Младенца Иисуса, чтобы совершить над ним законный обряд, Симеон взял Его в
руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову
Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред
лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём. И благословил их Симеон и
сказал Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в
предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдёт душу, - да откроются
помышления многих сердец. Тут была так же Анна пророчица, дочь Фануилова, от
колена Асирова, достигшая глубокой старости.
Евангелие от Луки 2: 27-36
Сретением
завершается цикл православных праздников, прославляющих приход в мир Младенца
Иисуса. Он посвящен воспоминанию о событиях, произошедших на 40-й день земной
жизни Христа.
Согласно
закону Моисееву, через 40 дней после рождения мальчика женщина должна была
прийти в храм, чтобы принести жертву об очищении и представить младенца Богу.
Пресвятая Дева, будучи непорочной, не нуждалась в очищении, однако она решила
исполнить завет Моисея и пришла в Иерусалимский храм.
В то время в
Иерусалиме жил праведный старец Симеон. Некогда он усомнился в том, что
пророчество о появлении на свет Иисуса из чрева непорочной Девы сбудется. Тогда
к старцу явился Святой Дух и предсказал, что тот не умрет, пока своими глазами
не увидит Спасителя. С тех пор прошло 300 лет, и в назначенный срок Симеон,
получив откровение, оказался у ступеней храма как раз тогда, когда туда вошла
Дева Мария с Младенцем.
В священном восторге святой старец возсылает хвалу
и благодарение Богу, исполнившему чаяние сердца его, и, проникнутый чувством
неземного блаженства, берет в свои объятия Младенца и на закате дней своих
произносит дивные слова, которые св. Церковь ежедневно повторяет в вечерней
песне при закате дня:
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с
миром: яко видели очи мои спасение Твое, еже еси уготовил пред лицем всех
людей: свет во откровение язычникам, и славу людей Твоих Израиля
Слушая слова сии, Иосиф и Мария дивились им, ибо
эти слова ясно свидетельствовали, что тайна Божия уже открыта праведнику
Симеону.
Продолжая
затем свое богодухновенное пророчество, праведный старец обратился к Марии,
указав Ей на Младенца, сказалъ: "Се лежит Сей на падение и на возстание многих во Израиле, и в знамение пререкаемо:
и Тебе же Самой душу пройдет оружие: яко да откроются от многих сердец
помышления
Едва исполнилось пророчество, душа праведного старца покинула бренное
тело и обрела вечный покой.
В том же храме находилась пророчица Анна, посвятившая
свою жизнь служению Богу. Увидев Спасителя, она прославила Его и возвестила о
Нем всем, кто ждал избавления.
Дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая
глубокой старости, проживши с мужем от девства своего семь лет. Вдова лет
восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа
Богу день и ночь.
И она в то время подошедши славила Господа и
говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Евангелие
от Луки; 2,36-38).
Слово
"сретение" в переводе с церковнославянского означает
"встреча". Однако в этот день православные празднуют не только
встречу проповедников Ветхого Завета с носителем Нового Завета, но и
воссоединение в образе Иисуса Христа человеческого и Божественного начал.
На Сретение верующие посещают храм и благодарят Бога за то, что Он
послал в мир Сына Своего. В языческой традиции этот день совпадал с праздником
почитания огня. Священный огонь и поныне является одним из главных символов
Сретения. Во время праздничного богослужения благословляют и зажигают
церковные свечи. Затем верующие несут их домой и бережно хранят в течение всего
года, вплоть до следующего Сретения. Огонь свечей символизирует Христа
("Свет к просвещению язычников"). В старину считалось, что эти свечи
защищают от всевозможных неприятностей.
Начало праздника восходит к глубокой древности.
Несомненно, что этот праздник в церкви Иерусалимской был известен в IV веке; из
Иерусалима он перешел к другим церквам в V—VI в. Торжественное празднование его
в церкви западной и восточной началось, по разным поводам, не в одно время. В
церкви восточной, например, начало торжественнаго празднования Сретения
относится ко времени Юстиниана (к 542 г.). В конце 541 г. в Константинополе и его окрестностях
появилась сильная моровая язва, продолжавшаяся 3 месяца и под конец ежедневно
поражавшая смертью от 5 до 10 тысяч человек. К этому бедствию скоро присоединилось
новое — землетрясение в Антиохии (Сирийской), разрушившее многие здания и
погубившее много народа. Во время этих бедствий в праздник Сретения в
Константинополе было совершено всенародное торжественное моление, или лития, об
избавлении от зол, - и бедствия прекратились. В благодарное воспоминание
избавления от бедствий Церковью было установлено совершать в этот праздник пред
литургией литию в монастырях. Празднованием Сретения Господня святая Церковь,
исповедуя и утверждая, что "Христос явился мирови не мнением, ни
привидением, но истиною", обличает тех древних лжеучителей, которые
отвергали в Иисусе Христе естество человеческое, считая оное недостойным Бога и
не истинным. Вместе с этим примером Спасителя и Его Пречистой Матери, исполнивших
все требовавшееся законом, нам внушается необходимость исполнять правила и
обряды святой Церкви и напоминается о нашем воцерковлении в Церкви Христовой, о
нашем посвящении Богу, Которому мы и должны приносить души и талеса свои в
жертву живую, чистую и благодатную. Кроме того, святая Церковь, воспевая в
этот праздникъ святых Симеона и Анну, внушает нам, что мы должны находить, по
примеру праведного Симеона, благодатное утешение и спасение во Христе, вверяя
Его всеблагому промышлению свою жизнь и смерть, а по примеру пророчицы Анны,
должны, как можно чаще, посещать храм Божий и благоугождать Господу молитвами и постом. Наконец, праздник Сретения
учит в бедствиях, нас постигающих, обращаться к Господу Богу, всегдашнему и
скорому Помощнику и Покровителю всех, призывающих Его с верою и истинным
раскаянием.
Двунадесятый
праздник Сретения с предпразднеством и попразднеством празднуется 9 дней (14-22
февр.), если не сократит этого срока Великий пост. В последнем случае он
празднуется столько дней, сколько останется до поста.
Чему
учит нас праздник Сретения Господня?
Прежде всего той истине, что Бог верен во всех словах и обещаниях Своих.
Он обещал еще Адаму и Еве, падшим в раю прародителям нашим, что Он пошлет на
землю Спасителя им и всему роду человеческому, что и исполнилось.
Когда воплощенному Слову Божию пришло время явиться на земле, тогда Провидением Божиим уготованы были некоторые избранные из человеков - встретить Его чудесное, всеспасительное явление, и возвестить его миру.
Одним из них был исполненный Духа
Святого старец Симеон, которому было
обещано от Бога, что не умрет до тех пор, пока не увидит Христа
Господня. Это сретение Симеоном и празднует ежегодно св. Православная Церковь.
Во-вторых, праздник Сретения научает нас тому, что Господь Сам идет навстречу только к делающим правду или алчущим и жаждущим правды, - как старец Симеон, потому что он пришел на землю для того, «чтобы исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15) Божию и нас научить творить правду и избавить нас от всякой неправды, от всякого беззакония и даровать нам покаяние с плодами спасительными.
Так и ныне Христос не может
обитать в сердце и теле, повинном греху и страстям, и если хотим иметь в сердцах
своих Христа, мы должны покаяться и возненавидеть грех, возлюбив правду и
добродетель.
СТАРЕЦ
СИМЕОН
Старец Симеон, по свидетельству
Священного Писания, был человек праведный и благочестивый, просвещенный
Духом он чаял утехи Израилевы по следующему откровению.
Когда Птоломей, царь Египетский, основатель славной Александрийской библиотеки,
приказал Моисеевы и пророческие книги перевести с еврейского языка на греческий,
тогда среди израильтян выбраны были семьдесят мудрых и как в том, так и в другом
языке искусных мужей - «70 толковников», как обычно их называют. Среди
них находился и праведный Симеон.
Занимаясь переводом книг Исаии,
Симеон достиг пророчества: «Се
Дева во чреве зачнет и родит Сына» (Ис. 7, 14), и усомнился, и, остановясь,
рассуждал сам с собою: как девица может родить отроча? Потом взял нож и в своей
рукописи хотел изгладить это пророчество... Вдруг Ангел Господень явился
ему и, удержав руку, сказал: «Веруй тому, что написано; ты сам узришь событие
величайшего таинства; ибо не увидишь смерти, пока не увидишь имеющего родиться
от Пречистой Девы Христа Господня». С этого времени
Симеон с пламенным желанием ожидал
пришествия Христова: жил праведно и непорочно и, не выходя из храма,
молился Богу.
Когда же родившийся Спаситель после сорока дней Богоблагодатною Мариею принесен был в храм, тогда святой, познав свыше, что этот Младенец есть обетованный Мессия и что эта Матерь есть Святая Дева, на которой исполнилось пророчество Исаии, с благоговением и радостью принял в объятия свои Господа и воскликнул: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видесте очи мои спасение Твое» (Лк. 2, 29), и, возблагодарив Бога, давшего утешение Израилю, испустил дух свой, будучи глубоким старцем. Итак, Господь продолжил дни его, да достигнет лета, в которое родился Безлетный. Память его совершается Православной Церковью 3 (16) февраля.
Молитвы на Сретение Господне
Молитва первая к Господу Иисусу Христу
Господи Иисусе Христе, Единородный Сыне и Слове Божий,
древле во пророцех Виденный, якоже зерцалом в гаданий,
в последок же дний сих плотию от Пресвятыя Девы Марии нетленно рожденный
и в четыредесятный день сей во Святилище во Сретение всему миру от Тоя,
яко Младенец руконосим, явленный и во объятиях праведнаго Симеона
во спасение всем сущим от Адама носимый!
Коль преславно и пресветло Твое на руку Богоматери во храм Господень принесение
и от святаго старца Божественное сретение Твое!
Днесь небеса веселятся и радуется земля, яко видена быша шествия Твоя, Боже,
шествия Бога нашего Царя, Иже во Святем.
Древле Моисей восходит видети славу Твою, но не возможе увидити Лица Твоего,
зане явил еси ему точию задняя Своя.
В пресветлый же день сей Сретения Твоего Ты явил еси Себе человеком во
святилище,
сияя неизреченным Светом Божества, да вкупе с Симеоном видят Тя лицем к лицу и
руками
да осяжут Тя, и восприемши во объятия своя, да познают Ти Бога во плоти пришедша.
Сего ради прославляем неизреченное снисхождение и велие человеколюбие Твое,
яко пришествием Твоим даровал еси ныне небесную радость падшему древле роду
человечу:
Ты бо праведным судом Своим изгнал еси прародители наши из рая сладости в мир
сей,
ныне же помиловал еси нас и паки отверзл нам райския обители и обратил еси плач
наш на радость,
да падший Адам к тому уже да не стыдится Тебе за преслушание и да не будет
скрыватися Лица Твоего,
Тобою призываемый, яко Ты пришел еси ныне, да возьмеши на Себе грех его,
да омыеши его Своею Кровию и да облечеши его нага суща в ризу спасения и одежду
веселия
и украсиши его, яко невесту красотою.
Нам же всем Божественное Твое Сретение воспоминающим,
сподоби с мудрыми девами изыти на Сретение Твое, Небесному Жениху нашему,
с горящими светильниками веры, любви и чистоты,
да улицезрим очами веры Божественное Лице Твое,
да восприимем Тя в душевныя объятия своя,
и да понесем Тя в сердце своем во вся дни Живота своего,
да будеши нам в Бога и мы в людие Твои.
В последний же и Страшный день Пришествия Твоего,
егда вси святии изыдут на последнее и великое Сретение Твое на воздусе,
сподоби и нам усрети Тя, да тако всегда с Господом будем.
Слава Милосердию Твоему, Слава Царствию Твоему, Слава смотрению Твоему,
Едине Человеколюбче, яко Твое есть Царство, и Сила, и Слава
со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом
ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая к Пресвятой Богородице
О, Пресвятая, Небесною чистотою Сияющия Дево, Кроткая голубице, Нескверная
Агнице,
миру Благая Помощнице, Мати Христа Бога нашего!
Ты еси начало, средина и конец нынешния радости нашея,
яко из Тебе возсия Солнце Правды Христос Бог наш и Того принесла еси
на святых объятиях Своих в четыредесятный день сей во Святилище на сретение наше
и на радость и спасение всему миру.
Сего ради и ублажаем и прославляем Тя, яко Ты еси Скиние Бога с человеки
Богословом Предзримая,
Ею же Бог вселися с нами, да мы людие Его будем?
Ты еси Дверь Небесная Иезекиилем Предреченная, Еюже отверзошася паки нам
входы в райския обители. Ты еси Лествице Высокая, Иаковом Предвидимая,
Еюже сниде Бог на землю и Мосте, преводяй сущия от земли на небо.
Темже молим Тя, взирающе, яко пошла еси во Святилище,
носящи Огнь Небесный рукама Своима Бога, Благодатная.
Огнем молитвы Твоея попали огнь страстей наших, да избавимся вечнаго огня
геенскаго.
Во Святилище пришла еси очищения ради законного, очищения не требующая,
яко Дева Чистая и сим научи нас како подобает нам хранити себе в целомудрии и
чистоте
и с каковым смирением подобает нам провождати подвиг девства, памятуя, како Ты,
превыше Херувим Сущая, стала еси на месте нечистых жен.
Ты, о, Мати Пресвятая, Сама сущи Боговместимый храм Божий принесла еси в церковь
законную
Превожделеннаго сына Твоего, Христа Бога нашего,
сподоби и нам паче всего на земли любити храмы Сына Твоего, посещати я во вся
дни живота нашего,
зрети тамо красоту Господню, яко лучше един день приметатися во дворех
Господних,
паче неже жити в селениих грешничих. Наипаче же даруй нам, Пречистая, яко же
Симеону,
неосужденно носити Сына Твоего и Бога нашего в сердечных объятиях Своих,
егда причастницы будем Пречистаго Тела и Крови Его,
и помози нам тогда сугубо хранити себе во святыне и страхе Божиим,
да не растлим храм плоти нашея.
И тако выну сретаюше, о Богомати, Сына Твоего в сердцах и душах наших,
да сподобимся молитвами Твоими достигнути и блаженнаго онаго Сретения Господня
на воздусе,
егда со всеми святыми выну будем славити и воспевати Пресвятое Имя Его
со Отцем и Святым Духом и Твое милостивое предстательство ныне и присно и во
веки веков.
Аминь.
Тропари Сретению Господню
Тропарь, глас 1 (Предпразднеству)
Небесный лик Небесных Ангел, приник на землю, пришедше зрит яко Младенца, носима
к храму, Перворожденна всея твари от Матере Неискусомужныя, предпразднственную убо с нами
поют песнь, радующеся.
Тропарь, глас 1
Радуйся Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог
наш, просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия
Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.
Кондак, глас 4
Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, н ныне спасл еси нас, Христе Боже;
но умири во бранех жительство, и укрепи православныя христианы, их же возлюбил еси, едине Человеколюбче.
Величание
Величаем Тя, Жизнодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою,
Еюже по закону ныне принеслся еси в храм.
Послушать про Сретение