Обретение
мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1805).
Святитель Иннокентий,
епископ Иркутский, в миру Иоанн, происходил из дворянского рода Кульчицких.
Родители его в середине ХVI века переселились с Волыни в Черниговскую губернию.
Святитель родился около 1680 года, обучался в Киевской духовной академии.
Монашеский постриг принял в 1710 году и был назначен преподавателем в
Славяно-греко-латинскую академию префектом и профессором Богословия.
В 1719 году святитель Иннокентий был переведен в Санкт-Петербургскую
Александро-Невскую Лавру с назначением обер-иеромонахом флота.
В 1720 году нес послушание наместника Александро-Невской Лавры.
14 февраля 1721 года иеромонах Иннокентий
был посвящен в сан епископа Переяславского и назначен в Пекинскую
духовную миссию в Китай. Но китайское правительство отказало в визе "духовной
особе, великому господину", как его неосторожно охарактеризовала сенатская
комиссия по иностранным делам.
Три года вынужден был провести святитель в Селенгинске у китайской границы,
перенося много лишений из-за неопределенности своего положения и скорбей от
неустройства гражданского управления в Сибири. Дипломатические промахи русского
посла в Китае графа Рагузинского и интриги Иркутского архимандрита Антония
Платковского привели к тому, что в Китай был назначен архимандрит Антоний, а
святитель Иннокентий указом Святейшего Синода в 1727 году был наименован
епископом Иркутским и Нерчинским и приступил к управлению новообразованной
епархией.
Близость китайской границы, обширность и малонаселенность епархии, большое
количество различных народностей (бурят, монголов и др.), не просвещенных
Христовой верой, бездорожье и бедность - все это делало пастырский труд
святителя Иннокентия тяжелым и жизнь его полной лишений. По странному недосмотру
Сената он не получал жалования до самой смерти и терпел крайний недостаток в
средствах. В этих трудных условиях на скудные средства иркутского Вознесенского
монастыря еще содержались две открытые при нем школы - монгольская и русская.
Неустанные заботы святителя были обращены на их устройство - подбор достойных
учителей, обеспечение учеников нужными книгами, одеждой, продовольствием.
Святитель неутомимо трудился над устройством епархии, укреплением ее духовной
жизни, о чем свидетельствуют его многочисленные проповеди, пастырские послания и
предписания. В трудах и лишениях святитель Иннокентий обретал духовную
твердость, смирение, прозорливость.
В 1728 году весной в Прибайкалье началась засуха. Епархии грозил голод от
недорода хлеба, начавшегося еще в 1727 году. По благословению святителя, с мая в
церквах Иркутска и Иркутской десятины к каждой Литургии стали присоединять
молебен о прекращении засухи, по субботам пели акафист Божией Матери, а в
воскресные дни служили соборный молебен. "Моления, - говорил святитель, - должны
окончиться в Ильин день". 20
июля в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что по
улицам города стояла вода по колено, - засуха прекратилась.
Трудами святителя Иннокентия было начато строительство в Вознесенской
обители каменного храма взамен деревянного, расширены границы епархии,
включившей не только Селенгинский, но еще Якутский и Илимский округи. Святитель,
не отличавшийся крепким здоровьем, под влиянием сурового климата и невзгод рано
отошел ко Господу. Он преставился утром
27 ноября 1731 года.
В 1764 году тело святителя обрели нетленным во время ремонтных работ в
монастырской Тихвинской церкви. Множество чудес совершилось не только в
Иркутске, но и в отдаленных местах Сибири при молитвенном обращении к святителю.
Это побудило Святейший Синод к открытию мощей и прославлению святителя в 1800
году. С 1804 года установлено празднование его памяти по всей России 26 ноября,
так как в день преставления совершается празднование иконе Божией Матери
"Знамение". Второй день памяти святителя - 26 ноября.
|